Детская исповедь

Детская исповедь

Вопросы духовного воспитания наших детей всегда встают перед нами с особенной остротой. Вера ребенка – явление таинственное и хрупкое, и приблизиться к его пониманию можно только с помощью тысячелетнего опыта Церкви. Как помочь своему ребенку возрастать духовно, вложить в его сердце семя покаяния? Как подготовить его к такому важному событию, как исповедь? Об этом мы решили побеседовать с настоятелем Свято-Игнатьевского храма протоиереем Георгием Гуляевым.

– Батюшка, нуждается ли ребенок в исповеди?

– Конечно. Нам следует помнить о том, что дети по своей природе не являются безгрешными. Хотя человек изначально творение Божие, созданное добрым, между тем в нем с младенчества присутствует некая испорченность – след первородного греха, который передается от родителей как некая склонность к тому, чтобы совершать неблаговидные поступки. Именно благодаря этому дети часто очень неприятно удивляют нас, совершая в столь юном возрасте достаточно подлые и мерзкие вещи.

– С какого возраста дети могут прибегать к этому таинству и как родители должны готовить свое чадо к нему?

– Формально мы начинаем исповедовать в семь лет. По церковной антропологии «досемилетний» период называется младенчеством, в семь лет наступает отрочество. Сам этот момент не является каким-то мистическим, с человеком не происходит ничего особым, видимым образом, просто приблизительно в этом возрасте ребенок уже способен оценивать свои поступки. При этом мы должны понимать, что такого рода взросление может произойти в человеке и раньше, и позже.

Задача родителей, чтобы откровение об исповеди не было неким фактом, который встанет перед человеком только в семь лет. Первая исповедь – это обличенное в церковную форму покаяние, раскаяние в дурных делах. А до этого первыми духовниками детей являются их родители. Родители рассказывают малышу, что такое хорошо и что такое плохо, они являются первыми свидетелями извинений ребенка, которые он приносит за какой-то свой проступок. Родители взращивают в ребенке чувство стыда, которое является началом покаяния. В исповеди происходит уже некий качественный скачок, когда человек перед престолом, перед Евангелием, в присутствии священника совершает покаяние, но предпосылки к этому, основы, такие, как чувство вины, чувство стыда, осознание своих поступков должны быть заложены родительским воспитанием.

Естественно, что к самому событию первой исповеди родители тоже должны подойти очень ответственно. В духовной жизни ребенка такая первая встреча со священником очень много значит. То, как ребенок воспримет первую исповедь, как он подготовиться к ней во многом определит его дальнейшую духовную жизнь.

Взрослые должны помочь ребенку, создать все условия для того, чтобы первая исповедь послужила началом полнокровной духовной жизни человека, а не привела к ее прекращению, к нежеланию вообще в Церковь ходить.

Желательно предварительно поговорить со священником. Но поговорить не для того, чтобы рассказать о том, какой у вас злодей растет, и чем он согрешил: «Вы уж там, батюшка, вразумите его как следует!». Со священником нужно поговорить, чтобы он уделил чуть больше внимания так называемому «перворазнику». Священник ведь тоже человек, людей на исповедь много приходит, а первая исповедь требует особенно внимательного отношения, особых слов. Поэтому не стоит откладывать первую исповедь на какой-то большой праздник или просто момент, когда у священника много дел. Ведь для батюшки, возможно, это будет одна встреча из сотни в этот день, а для ребенка это будет первая встреча, которая запомниться на всю жизнь.

Следует также воспитывать в ребенке почтительное отношение к старшим, и, конечно, священству. Тогда в лице священника родители обретут помощника в деле воспитания, в деле взращивания духовной жизни. Все взрослые оказывают то или иное влияние на ребенка как на человека формирующегося. Священник в этом плане – яркая, положительная личность, общение с ним принесет много пользы малышу, но, естественно, не заменит собой родительское воспитание.

– Батюшка, нужно ли самому ребенку готовиться к исповеди? Например, следует ли знакомить ребенка с литературой из серии «В помощь кающемуся», с перечнями грехов?

– Да, к исповеди готовиться нужно. Если до семи лет это было у ребенка на уровне анализа своих поступков, совместной молитвы со взрослыми, испрошения прощения, то теперь к этому должно добавиться изучение специальной литературы – понятно, написанной для детей. Ни в коем случае нельзя давать детям перечень взрослых грехов, потому что это только вызовет множество ненужных вопросов, и даже может послужить соблазном малышу.

Все детки разные. Есть детки серьезные, которые сами хотят молиться, сами готовы говорить о духовной жизни, ищут ее, задают вопросы. Им можно читать в качестве подготовки к исповеди десять заповедей, естественно, учитывая возраст, объясняя непонятное.

А если ваш малыш достаточно скромный в духовной жизни: не отказывается от груди материнской по средам и пятницам, не стремиться уединиться от детских игр и не читает Псалтырь (смеется), в таком случае нужен соответствующий разговор, какой-то добрый совет, молитва. У родителей должно быть желание помочь человеку подготовиться к этому важному делу, осознание этой важности, тогда и дитя ее почувствует, почувствует ваше участие.

При этом важно помнить о том, что не стоит чрезмерно переживать и корить ребенка, если он что-то от волнения забудет, что-то не вспомнит, или просто испугается. В конце концов, для этого есть священник, который может и ободрить, и вопрос задать.

Не нужно писать ребенку длинные записки со своим, взрослым, пониманием грехов. Смех и грех: ребенок, не умеющий писать, вдруг приходит с запиской, в которой ровным каллиграфическим почерком написаны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, даже с некоторыми выводами и испрошением епитимий. А ведь бывают и такие вещи.

Дайте место Богу, чтобы на исповеди Господь коснулся сердца человеческого, расположил его к покаянию и исправлению.

– С какими затруднениями могут столкнуться родители и дети в процессе подготовки? Как их преодолеть?

– Прежде всего, хотелось бы вспомнить о том, что большинство нынешних прихожан не имеют опыта «православия в детстве» и «православия в юношестве». Это люди, которые в Церковь, к Богу пришли уже взрослыми, пережив при этом множество всевозможных жизненных передряг. Проблема здесь в том, что часто эти люди нарушают принцип святоотеческий: ты не должен навязывать другому свой путь. Т.е. люди, не пережив опыт детской исповеди, юношеской исповеди, пытаются опыт своей взрослой исповеди и духовной жизни, в которой есть место длинным молитвенным правилам, серьезным богослужебным подвигам, чтению определенной духовной литературы – я имею в виду и качество, и количество – пытаются все это перенести на своих детей. Иногда действуют по принципу «ничего, много не бывает», иногда – «ну, раз мы этого не вкушали, пусть хоть наши дети…»; иногда сами жизнь достаточно бледную ведут с духовной точки зрения – т.е. к исповеди и причастию прибегают очень редко, но, тем не менее, детям своим хотят привить все эти вещи, не учитывая особенностей детской психологии, детского восприятия. Такие родители уже в подростковом возрасте сталкиваются с последствиями подобного воспитания – с полным отходом детей от веры. Почему? Потому что они в свое время дали ту пищу, которую человек просто не принял, не мог принять.

Основной принцип педагогический, который должен быть в духовном воспитании прежде всего, это любовь. Любовь и понимание, приятие того, что есть иной человек. Необходимо признание того, что существует еще кто-то, кроме тебя, и он может мыслить не так, как ты. Но если у нас право быть человеком другого пола, другого цвета кожи, другого языка еще как-то воспринимается, то по отношению к ребенку «инаковость» часто даже не мыслится. Есть какое-то нездоровое перенесение собственных качеств на свое дитя: я так поступаю, и ты тоже обязан. Если не будет любви, становление собственной личности ребенка превращается в трагедию. Родитель пытается подчинить себе ребенка, где жесткими мерами, где даже переходящими в жестокость. Используют психологическое давление и даже шантаж: «ты меня не любишь, ни во что не ставишь». А все это не способствует гармонизации отношений в семье, между родителями и детьми. На мой взгляд, пресловутая проблема отцов и детей как раз кроется в отсутствии такой христианской любви, принимающей свободу другого человека, его право на то, чтобы быть собой. Родители должны быть добрым примером, добрыми подсказчиками, добрыми учителями, но при этом никогда не забывать о том, что ребенок – иной человек.

Еще одна сложность – воспитание в ребенке навыков борьбы с грехом. Часто родители настолько ограждают ребенка от всего плохого, что он даже не подозревает, что зло есть на свете. Такое «тепличное» воспитание приводит к тому, что, столкнувшись со злом, дети не знают, что делать с ним и часто просто принимают его. В ребенке нужно воспитывать умение бороться с соблазном, с грехом, начиная от борьбы с каким-то искушением съесть в неположенное время сладость, привычкой грызть ногти, произносить плохие слова и т.д. Нужно давать ему объективные знания о жизни и приучать свободно выбирать добро, отсекать дурное. Это должно стать доброй привычкой вашего ребенка. Как говорил схиигумен Савва, добрая привычка – это тот духовный капитал, процентами от которого мы можем пользоваться всю оставшуюся жизнь.

Нужно приучать ребенка обращаться за помощью к более зрелым духовно людям, прежде всего – родителям. Обращайте внимание на проблемы и страхи своих детей, приучайте бороться с ними крестным знамением, молитвой, святой водой.

Дети серьезно относятся ко всему, что связано с Церковью, потому что у них другого жизненного опыта нет. Тогда как мы, порой, приходим к вере, к осознанию того, что есть иной мир, духовный, преодолевая всяческие трудности; когда для нас принятие каких-то истин духовных дается с таким надломом, что иногда приходиться по живому кожу рвать с души, то дети естественно и свободно начинают жить в духовном мире. Он для них реален, он для них понятен, они более восприимчивы к этой реальности. Поэтому грамотное духовное воспитание в детском возрасте дает очень хорошие результаты.

– Насколько частой должна быть исповедь ребенка?

– Все зависит от особенностей приходской жизни той или иной общины, и конечно, от ситуации в семье. Мое мнение – чем чаще, тем лучше. Но семьи все разные: есть оба верующих родителя, есть один верующий, есть и такие исключения, когда вообще родители неверующие, но детям разрешают приходить в храм – учитывая это, нужно прилагать максимум усилий для того, чтобы ребенок регулярно причащался и исповедовался. Заставлять ребенка нельзя, но нужно воспитывать в нем понимание, что поход в храм – это возможность быть ближе к Господу. Не воспользоваться этой возможностью мы вольны, но тогда уже возникает вопрос, насколько мы христиане. Какой смысл прийти в храм с нераскаянным грехом, простоять всю службу с ним и уйти из храма, для того, чтобы через неделю прийти и покаяться в этом грехе? Для меня это немыслимо. Ведь этот грех забудется потом – такова человеческая природа. Он забудется, но это не означает, что он исчезнет – он проявится где-то в другом месте, в другом виде в человеке. И будет обидно, что у тебя был шанс очиститься, но ты им не воспользовался.

www.ortodox.donbass.com



382


отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
О детской исповеди (Протоиерей Артемий Владимиров)
Трудности детской исповеди (Протоиерей Владимир Воробьев)

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

научиться молитве

православные футболки

Самое важное

Лучшее новое


диагностический курс

© «Духовник.Ру». 2007-2017.
Администратор - editor@duhovnik.ru     Разработка сайта: zimovka.ru     Дизайн - Наталья Кучумова