Духовное чтение

«По благословению Святейшего Патриарха…»

– Достаточно ли сейчас издается православных книг?

– Последние 15-20 лет, когда стала массово издаваться православная литература, были трудны и в экономическом, и в политическом плане. И в православном издательском деле все непросто, и люди непростые. Но у меня самые оптимистические прогнозы: ведь книга становится все лучше и лучше. Появляются издания, которые заставляют размышлять. Это уже не просто перепечатки, перенабор дореволюционных книжек. Появляются новые жанры: православная публицистика и православная беллетристика. Вышла замечательная книга «Ничего страшного» Олеси Николаевой. В ней много иронии, и того, кто хоть немного жил церковной жизнью, она заставляет размышлять. Ведь смех нисколько не противопоказан, люди могут посмеяться и поиронизировать и над священнослужителями, и над недостатками церковной жизни, чтобы через добрый смех их изжить.

Сейчас много выходит хорошей православной литературы. Появляются новые издательства. Хочется отметить деятельность издательства «ДарЪ», которое издает множество книг различного формата и содержания, повышающих и интеллектуальный, и духовный уровень народа. Посмотрите, сколько книг «Дара» у меня за спиной, сколько в моей домашней библиотеке. Все это книги интересные, актуальные. Конечно, наверно, у них есть определенные недостатки, потому что слишком быстро пекутся эти пирожки. Но хочется надеяться, что со временем и в этом издательстве будут столько уделять внимания качеству подготовки книги, как это делается в Издательском Совете.

– Какие книги, на Ваш взгляд, нужны России? Какой литературы не хватает?

– Книги нужны, прежде всего, хорошие и разные. Нужно издавать не только православную литературу высокого уровня, но и историческую литературу, и историческую беллетристику. Последней сейчас издается много, но хотелось бы, чтобы она приобрела тот серьезный вид, который имела в советское время, когда каждая книга сопровождалась рецензией ученых и каждый писатель отвечал за содержание вышедшей книги. Взять того же Дмитрия Балашова, исторического беллетриста. В его замечательных книгах не содержится никакой исторической неправды – этим и отличалась историческая беллетристика до перестройки. Сейчас же выпускается любая книга – и ни писатель, ни издатель не отвечают за ее содержание. Таким образом просто сбивают с толку читателей.

Также важно переиздавать русских классиков, но только в хорошем исполнении, на качественной бумаге…

– Какую роль в формировании книжного рынка Вы отводите Издательскому Совету Русской Православной Церкви?

– Издательский Совет – не просто издательство, а Синодальный отдел, который призван координировать деятельность православных издательств, что в условиях свободного рынка делать очень трудно. Тем не менее мы это делаем. В Издательский Совет поступает огромное количество книг, которые проходят не цензуру, а рецензуру (от слова «рецензия»), когда наши рецензоры пишут свои мысли, составляют отзывы о той или иной книге. После рецензуры по просьбе издателя на книгу выставляется гриф «Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви» или «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Последний гриф дается только «серьезным» книгам: святотеческой, богослужебной, качественной исторической литературе.

– Как Вам кажется, должна ли подобная практика (прохождения книгами рецензирования) стать не вольной, свободной для издателей, а обязательной, особенно в отношении богослужебных книг?

– Чтобы она была обязательной, должны существовать определенные рычаги воздействия на издателей. В наше время этих рычагов не имеет ни Книжная палата, ни Министерство культуры, ни Агентство по печати. Тем более подобного воздействия не имеем мы. Здесь в основном имеет значение нравственная, моральная ответственность каждого издателя.

Издательский Совет можно в какой-то степени назвать дверью, через которую должны идти к народу все православные книги, особенно, конечно, богослужебного назначения. Потому что многочисленные молитвословы и календари, которые выпускаются частными издательствами, имеют огромное количество недостатков, а иногда могут нанести и прямой вред.

В наше время может встретиться что угодно – даже книгу с названием «Православные заговоры и молитвы» или лечебные молитвословы с какими-то непроверенными молитвами. Но такого рода «литературу» иногда можно встретить и в православных книжных лавках. Это происходит потому, что в храмах есть люди, безответственно относящиеся к своей работе или не имеющие достаточного образования. Для них главным критерием оценки книги и должен стать гриф Издательского Совета, рекомендующего издание данной книги. Нужно, чтобы это стало правилом для всех работников книжных магазинов.

– Есть ли возможность обсудить и решить данную проблему если не с издателями, то хотя бы с книготорговцами, которые занимаются православной литературой? Через них повлиять каким-то образом на недобросовестных издателей?

– Здесь нас ограничивают те же рамки. Конечно, если человек нравственно ответственный, то он поступит так, как будет решено на собрании православных книгоиздателей и книготорговцев. А если человек хочет во что бы то ни стало получить деньги, он не будет прислушиваться ни к чьим словам – ему никто не указ.

– То есть цензура должна быть?

– Конечно, цензура обязательно должна быть. Я уж не говорю о рецензуре. Цензура была нормальным явлением в царской России. Цензорами выступали назначенные Святейшим Синодом известные священнослужители, которые ставили свою подпись под словами «Разрешено к печати». Поэтому книги содержали полезную для читающего человека информацию.

А сейчас, например, можно найти книжку монаха одного московского монастыря, изданную достаточно большим тиражом, в которой он даже не критикует, а открыто поносит институт брака как таковой. То есть выступает как явный еретик первых веков христианства. Еще апостол Павел сказал: бойтесь гнушающихся браков (1 Тим. 4), это антибожественное явление. Конечно, издательству, выпустившему книгу, выразили протест. А издатели ответили, что им нет никакого до этого дела.

Правда, был предпринят серьезный шаг к нормализации этого явления (свободной от цензуры литературы) – обращение к Святейшему Патриарху на последнем епархиальном собрании. Хотя он всегда подчеркивал, что в книжных лавках должны распространяться книги только с грифом: «По благословению Святейшего Патриарха…» или «Рекомендовано к печати Издательским Советом…». А в епархиях, в регионах книги должны издаваться по благословению правящего архиерея.

А у нас иногда наблюдается следующее явление: книга издается в Москве, московским автором, повсеместно распространяется, а благословение имеет какого-нибудь украинского архиерея и содержит иногда совершенно диковинные утверждения, а иногда и ересь.

– Может быть Издательскому Совету Русской Православной Церкви нужно вернуть монополию на издание богослужебных книг?

– Да, вы очень правильно ставите этот вопрос. Должно быть именно так. Или же Издательский Совет должен выполнять эту задачу совместно с какими-либо другими издательствами, чтобы вся богослужебная литература выходила только по благословению Святейшего Патриарха. Это бы нормализовало ситуацию.

– Как Вы считаете, должна ли быть определенного рода взаимопомощь, взаимовыручка между православными издателями, книготорговцами?

– Взаимопомощь, взаимовыручка и сотрудничество должны быть во всех сферах жизни. Тем более в среде людей, которые считают себя православными. Издательский Совет должен регулярно собирать главных редакторов православных издательств и проводить беседы (а потом и чаепития), разговаривая и обсуждая наболевшие вопросы, чтобы в итоге мы действовали одним фронтом. Это нужно, и это обязательно будет. Жизнь к этому все больше и больше подводит.

На светском книжном рынке успешно действуют несколько творческих издательских союзов. Я думаю, что православным издательствам необходимо и очень полезно было бы сотрудничать с Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ), которую возглавляет Константин Васильевич Чеченев, директор одного из лучших издательств России «Белый город»; с Российским Книжным Союзом (РКС) во главе с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Счетной Палаты РФ. Я думаю, что АСКИ – наиболее демократический институт, который мог бы помочь и с изданием хорошей православной литературы, и с ее распространением. Объединившись, мы могли бы сделать очень многое. По крайней мере, не допустить на рынок книг сомнительного содержания.

Со временем, я думаю, все недостатки будут изжиты, а мы будем ближе друг к другу. Возможно, у нас даже будет ассоциация православных книгоиздателей. Я уже об этом говорил и это предлагал. Другое дело, что все не так просто…

– Вы уже отмечали, что молодежь сегодня читает крайне мало. Как Вам кажется, есть ли какие-то способы повысить культуру чтения и оторвать молодежь от компьютерных игр и телевизоров?

– Единственный способ – повышение общей культуры, общей традиции. Культура чтения, культура русского народа, существовавшая в СССР, базировалась еще на дореволюционном уровне. Сейчас она утеряна, поэтому надо ее восстанавливать, в некоторых случаях – с нуля.

Без сомнения, национальная идея, о которой говорят, должна быть православной. И дискуссия вокруг вопроса о введении в школах предмета «Основы православной культуры» сразу выявляет тех, кто против нашей российской культуры, а кто – за. Ведь введение этого курса не предполагает, что сегодня человек прочитал главу из учебника, а завтра был насильно приведен в церковь, его насильно заставили поститься, молиться, надеть платок и длинную до пола юбку. Этот курс говорит о том, что история нашей страны неразрывно связана с Православием, а 1000-летие крещения Руси говорит о тысячелетней традиции русского народа.

Одно время вообще не было этого разделения на светские и церковные книги. И только в эпоху Просвещения произошел этот досадный разрыв, который продолжает углубляться, целенаправленно расшатывая эту связь, которая может обеспечить здоровье русского народа. И книга должна быть не светской или церковной, а здоровой книгой. Когда мы открываем с вами А.С. Пушкина, мы понимаем, что это не светская и не церковная книга, а наша книга. Когда мы открываем томик писем святителя Феофана Затворника, мы тоже понимаем, что это не просто церковный деятель, а прекрасный духовный писатель и что его письма полезно читать не только церковным барышням, но и всем барышням вообще.

А сейчас, к сожалению, мы постоянно сталкиваемся с размыванием нашей культуры. Мы с большой печалью смотрим на то, что интернет забит неизвестно чем, что даже взрослые люди вместо чтения играют в компьютерные игры. Издательство «ДарЪ» специально выпускает покетбуки с замечательным и разнообразным содержанием. Хорошо бы такие издания в женскую сумочку или в мужскую барсетку бросить вместо заурядного детектива, который ни уму, ни сердцу…

 Полный текст интервью



162


Протоиерей Владимир Силовьев, руководитель издательского совета Русской Православной Церкви

Протоиерей Владимир Силовьев, руководитель издательского совета Русской Православной Церкви

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал

Следующий материал  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Как получить пользу от чтения («Душевный лекарь»)
Чего не стоит читать? («Душевный лекарь»)
Стоит ли убивать кротов, или как не попасть впросак при чтении современной православной литературы (Юрий Валерьевич Максимов)
Черный список духовно опасных книг околоцерковной направленности

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

научиться молитве

православные футболки

Самое важное

Лучшее новое


диагностический курс

© «Духовник.Ру». 2007-2017.
Администратор - editor@duhovnik.ru     Разработка сайта: zimovka.ru     Дизайн - Наталья Кучумова