Сомнения в духовнике

О лжестарчестве и лжепослушничестве

Я боюсь, как бы нашу Церковь не погубило лжестарчество и лжепослушничество. Сейчас все христиане ринулись брать в духовники первых попавшихся священников, молодых и самых обычных. С одной стороны – миряне пришли, пару раз поисповедовались и уже хотят стать рабами. С другой стороны – священники хотят стать диктаторами. В Церкви создается удивительная атмосфера рабства и диктата.

Отношения послушания между духовником и послушником возможны только в монастыре, только среди монашествующих, то есть посреди тех, кто постоянно находится друг с другом. Это святоотеческое учение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что послушание – великое аскетическое понятие и оно возможно только среди монашествующих, которые отреклись от всего мирского, находятся вместе, в одном месте и могут постоянно обращаться к духовнику. Среди мирян не может быть таких отношений, мы редко встречаемся и, как правило, не по духовным вопросам, а по делам вполне греховным. У мирянина и духовника не может быть отношений послушания. Освободите, пожалуйста, себя от рабства.

Кто такой духовник и как он избирается? Святой Иоанн Лествичник пишет: "Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели"4. Прежде, чем назвать кого-то духовником, нужно тщательно познакомиться с этим человеком, узнать его, испытать, действительно ли это духовный человек, чтобы, как пишет святой Иоанн: «вместо тихой пристани не попасть на рифы и не разбить своего корабля». Это требует времени, русская поговорка учит: «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что великое благо, если мы найдем человека искренне верующего, по-христиански живущего, знающего святых Отцов и разумного. Слышите – разумного. А то посмотрите, полусумашедшего считают юродивым, уж он-то психически ненормальным быть не может! Ищите разумного человека и с этим человеком попробуйте решать ваши вопросы. Как? На равных! Я с уважением прихожу к человеку, знакомлюсь с ним, спрашиваю его, убеждаюсь, что это человек духовный, но я с ним советуюсь. Я могу принять совет, а могу и отклонить, если вижу, что здесь что-то не то. В этом нет греха, потому что каждый может ошибиться. Если я искренне ищу, то спрошу у другого, как он думает об этом.

Только напомню, что речь идет о духовных вопросах, а то к духовникам идут с вопросами: «Поступит ли моя дочь в институт? Куда ей поступать? Куда в паломничество мне ехать? Что продавать? Что покупать?» Я удивляюсь терпению священников и удивляюсь, что некоторые из них еще и начинают советовать, что людям делать.

«Беда, коль пироги начнет печь и сапожник,

А сапоги тачать пирожник».

Все вопросы земной жизни надо решать не с духовником, а с разумным человеком. А для нас часто главный авторитет — «батюшка сказал». Святые могли ошибаться, батюшка – никогда: «Вы что думаете, что старец может ошибиться, да никогда! А если вы в это не верите, то вы в гордости и в прелести!» Вот до какого состояния мы дошли. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) с горечью пишет: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».6 Это пишет святой монах, который великолепно знал монастыри и монашество.

Теперь в отношении смены духовника. Мы называем духовником того, к кому я обращаюсь за советом. Конечно, можно духовника сменить, если он дает мне советы, которые мне не помогают. Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным7.

Еще раз повторяю, отношения послушания могут быть только среди монахов, у мирян со священниками отношения совета. И дай Бог, чтобы было с кем советоваться!

Апостол Павел пишет: «Не делайтесь рабами человеков», а мы ищем рабства и тем снимаем с себя всю ответственность: не надо самому решать, не надо самому думать, надо совесть свою обмануть.

Люди ищут не наставников в духовной жизни, ищут «прозорливых», «предсказателей», каждое слово которых – «откровение Бога». И в результате сколько от этого разбитых семей, сколько разбитых жизней.

Одна мать приходит с сыном к такому «наставнику». Он, еще только к нему вошли, заявляет юноше: «Через год придешь ко мне иеродиаконом». Мать – поклонница этого «старца», почему и привела к нему. Я спрашиваю:

— Ну, и что дальше?

— Вы знаете, он женился все-таки.

— Как живут?

— Хорошо живут. А еще он мне сказал, чтобы я дочку отдала в монастырь, я и отдала. Через год она мне сказала: «Мама, я больше не могу в монастыре». И представляете себе, ушла из монастыря. Сейчас вот замуж вышла.

— И что, какой у нее брак?

— Ой, вы знаете, у нее такая семья хорошая.

Вот так направо и налево решают судьбы людей: тебе — жениться, тебе — разводиться, тебе — в монастырь. Сейчас бедствие постигает нашу Русскую землю, все наши внешние проблемы — только жалкое отображение духовных. И одно из главных бедствий – это лжестарчество и лжепослушничество.

Русская неделя

Скачать аудиозаписи лекций профессора Московской Духовной Академии А.И Осипова о духовном руководстве.



575


Профессор Алексей Осипов

Профессор Алексей Осипов

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал

Следующий материал  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
О духовничестве (Епископ Иларион (Алфеев))
У вас появились плохие мысли о вашем духовнике («Душевный лекарь»)
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 1. (Митрополит Антоний Сурожский)
«Берегитесь, братья мои, священники!» Часть 2. (Митрополит Антоний Сурожский)
Ни в коем случае нельзя идти против совести (Игумен Сергий (Рыбко).)
Как не попасть под влияние младостарца (Кризисный психолог Михаил Хасьминский)

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

научиться молитве

православные футболки

Самое важное

Лучшее новое


Суеверие

© «Духовник.Ру». 2007-2017.
Администратор - editor@duhovnik.ru     Разработка сайта: zimovka.ru     Дизайн - Наталья Кучумова