Как найти духовника

Как искать духовного отца

Знаменитые духовники.

 

Хочу предупредить тебя, что найти хорошего духовника непросто. Тем не менее искать его необходимо. Это можно делать несколькими путями. Самый верный и быстрый − попытаться войти в круг духовных чад известного духовного наставника. Такого духовника ведь и искать особо не надо − его имя у всех на слуху.

Так поступил преподобный Феодосии Великий. В середине пятого столетия он отправился из Малой Азии, где родился, в Иерусалим. Посетив святые места, молодой христианин решил оставить мир и полностью посвятить себя служению Богу. Он горел желанием уйти в пустыню и провести там жизнь отшельника. Однако, будучи человеком рассудительным, преподобный Феодосии понимал, что без умения вести духовную борьбу он будет быстро побежден диаволом. Поэтому преподобный Феодосии начал поиски наставника, опытного в духовной жизни.

В то время самым знаменитым из всех подвижников, живших в Иерусалиме и его окрестностях, был старец Лонгин. Его келлия находилась у Яффских ворот святого града. Преподобный Феодосий, узнав об этом известном наставнике, не стал более в незнакомой местности искать себе духовного руководителя. Он попросил старца принять его в число своих учеников, и тот согласился.

Преподобный Феодосий провел возле святого Лонгина многие годы, привязавшись к нему всей душой. Старец же за это время научил своего ученика всем тонкостям борьбы с нечистыми духами.

Для тебя важно попытаться стать духовным чадом известного своей опытностью наставника. Ведь известность и добрая слава духовника между верующими людьми не возникает на голом месте. Она во многом является плодом успешной деятельности духовника.

Великий греческий святитель Нектарий Эгинский некоторое время занимал должность проповедника в провинциях Эвбея и Фтиотида. Население этих областей очень полюбило доброго пастыря. Слава о его благочестивой жизни, удивительных по силе проповедях и духовной мудрости быстро распространилась по всей стране. Сама греческая королева Ольга пожелала лично познакомиться с замечательным подвижником. Беседы со святителем Нектарием произвели на королеву огромное впечатление. Вскоре она стала его духовной дочерью.

Благодаря ходатайству королевы Ольги святитель Нектарий был назначен директором Афинской богословской школы. Под управлением святителя это учебное заведение достигло своего расцвета.

Во время своего пребывания в Афинах митрополит Нектарий неустанно проповедовал в храмах столицы. Слава о нем как о святом угоднике Божием постоянно росла. Множество людей шли к нему на исповедь и за наставлениями. Он становился духовным отцом всей Греции.

Игумен Паросского монастыря, будучи еще молодым человеком, как-то собирался исповедоваться. Его друг предложил:

− Пошли со мной исповедоваться у митрополита Нектария, благочестивого отца, святого человека, которому я исповедую свои грехи. Тебе надо с ним познакомиться, это принесет тебе большую пользу.

«Мы отправились к нему, − вспоминал игумен. − Я остался от встречи таким счастливым и удовлетворенным, что с той поры стал часто ходить к нему исповедоваться».

Но должен тебя предупредить, что не всегда внешняя слава является отражением внутренней сути духовника. Иногда эта слава бывает пустой и раздутой его почитателями.

Игумен Никон (Воробьев), один из выдающихся подвижников XX столетия, «говорил, что когда очень хвалят какую-то книгу или какого-то человека, то относиться к этому сразу надо очень осторожно. Особенно настороженно игумен Никон относился к очень известным в то время, − это были пятидесятые-шестидесятые годы, − духовникам.

Тогда был один духовник, к которому все очень тянулись; он так и подписывался: "Духовный отец С." И батюшка не советовал с ним общаться. Он всегда говорил: «Если встретите какого-то очень известного духовника, смотрите сами, можете пойти к нему, но я вам не советую, не надо. У нас есть Евангелие, у нас есть святитель Игнатий, больше этого никогда не будет, этого надо держаться.

А если вокруг человека создался некий шум, батюшка советовал относиться к этому с осторожностью».

Также советую тебе иметь в виду, что попасть в круг духовных чад знаменитого духовника обычно бывает довольно сложно. А если это все же произойдет, он, к сожалению, из-за многочисленности своих пасомых не сможет уделять тебе много времени. Вот пример такого затруднительного положения.

Анаргирос Калиацос почти сорок лет был духовным сыном архимандрита Порфирия, знаменитого греческого подвижника благочестия. На протяжении первых десятилетий он посещал своего наставника, как только считал это необходимым, и проводил с ним столько времени, сколько хотел. «Тогда отец Порфирий, − вспоминал Анаргирос, − еще не пользовался столь широкой известностью. Она распространялась лишь до границ Аттики. Позже, когда о нем узнала вся Греция, стало гораздо труднее общаться с ним. Когда же батюшка стал известен и за границей, трудности возросли во сто крат.

Число наших встреч и бесед стало заметно убывать. Однако "смертельный удар" нашим отношениям нанесли последние три года, когда ко всему прочему прибавилась великая усталость от огромных толп верующих, постоянно осаждавших батюшку и желавших получить его благословение и духовную поддержку.

Мои встречи с батюшкой практически свелись на нет. Единственное, что нам оставалось, − это общаться по телефону, но что, собственно, можно сказать по телефону, если ты ограничен во времени и преодолеваешь массу трудностей, чтобы просто дозвониться?

Когда же мне это удавалось, у отца Порфирия оказывалось много народа и он не мог со мной спокойно говорить».

Не правда ли, у духовных чад знаменитых духовников наряду со значительными преимуществами имеются существенные трудности? Согласись, здесь есть над чем подумать.

 

Поиск через знакомых.

 

Когда мы что-либо ищем, то пользуемся более всего информацией, полученной от людей. Поэтому для тебя, ищущего духовника, вполне естественно обратиться за помощью к знакомым и пользоваться их советами.

Конечно, за подобной помощью тебе надо обращаться не ко всем подряд, а к людям, глубоко верующим и имеющим опыт жительства под руководством духовного наставника. Только советы таких христиан будут для тебя полезны. Именно они смогут ответить на твои вопросы: что собой представляет их духовник, как он относится к своим духовным чадам и каковы его требования? То есть беседа с ними обогатит тебя не только теоретическими знаниями о духовничестве, но и даст тебе конкретные портреты современных духовников, из которых ты сможешь сделать выбор лично для себя.

Иеромонах Сергий (Рыбко) вспоминал о своей молодости: «По милости Божией я попал в окружение духовных чад отца Серафима (Тяпочкина). Они часто рассказывали о нем, ездили к нему, и постепенно мое сердце расположилось к батюшке: я почувствовал, что он человек святой жизни.

Когда Господь сподобил меня приехать в Ракитное (село в Белгородской области –прим.) и познакомиться с отцом Серафимом, он благословил меня и спросил, с каким вопросом я к нему приехал. Я ответил, что нуждаюсь в духовном руководстве, и просил его указать мне духовного наставника, добавив:

− Куда бы вы меня ни направили, я с полной верой поеду и буду выполнять все ваши указания.

Он помолчал и ответил:

− А можно я сам возьму вас к себе?

От этих слов у меня колени подкосились. Я сказал:

− Батюшка, я недостоин, у меня даже мысли не было просить вас об этом. Для меня это радость несказанная. А что нужно делать, чтобы быть вашим духовным чадом?

Он ответил:

− Будете приезжать ко мне на исповедь хотя бы раз в пост.

С тех пор каждый месяц я ездил из Москвы в Ракитное, ощущая в этом потребность».

Как видишь, если нет возможности найти духовника рядом с домом, то можно ездить к своему наставнику и на дальнее расстояние, только бы эти поездки были регулярны.

 

Приходской священник.

 

Конечно, ты можешь вообще не утруждать себя поисками опытного руководителя, а довольствоваться духовным окормлением своего приходского священника, который еще не получил известность как выдающийся духовник. И если ты будешь вести себя по отношению к нему правильно, то результат его наставничества может быть не меньшим, чем окормление у какого-нибудь знаменитого пастыря.

Святитель Феофан Затворник писал: «Вопрос − где и как найти руководителя − решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься». Святитель отмечал, что, если вдруг впоследствии по каким-либо причинам будет необходимо сменить духовника, Господь все устроит по Своей благой воле.

Мы склонны недооценивать людей, находящихся рядом. Нам часто бросаются в глаза свойственные им недостатки и редко − их достоинства. И наоборот: мы с легкостью преувеличиваем таланты никогда не виденных нами в жизни известных личностей. Мы с готовностью воспринимаем рассказы об их великих деяниях и за дальностью расстояния совершенно не видим слабостей, присущих им как смертным людям.

Может быть, ты слышал о каком-нибудь великом духовнике и тебе хочется стать его духовным чадом? Попытайся. Тебе никто не будет в этом препятствовать. Однако задумайся: даже если он на самом деле так велик, как ты о нем слышал, будет ли польза от его величия именно тебе? Не будет ли тебе больше прока от постоянного общения с твоим приходским священником, чем от редких встреч с великим старцем?

Будь реалистом. Исходи в своих намерениях из реальности, а не из благих, но часто пустых слухов и мечтаний. Внимательней присмотрись к окружающим тебя приходским священникам. Я уверен: если ты будешь смотреть чистым оком, то найдешь в них массу талантов и добродетелей.

Старец Паисий Афонский говорил, что наставник должен быть всегда доступен своему духовному чаду. Старец постоянно внушал посещавшим его паломникам: «Найдите хорошего духовника, который имеет любовь, и с ним советуйтесь: издалека не бывает лечения − врач должен быть рядом. Издалека только молитву просите».

Однажды один из паломников попросил старца Паисия исповедовать его. Великий подвижник сказал: «Лучше иметь духовника там, где живешь, потому что духовник, как врач: должен в любой момент знать состояние больного, чтобы суметь дать всякий раз соответствующее лекарство. Я могу тебе сейчас дать лекарство, однако, если через два-три дня состояние твое изменится и с тобой случится что-либо иное, тогда предыдущее лекарство, которое я тебе дал, будет бесполезно. Как-то раз у меня болела голова от переохлаждения и я наложил пластырь. Боль прошла. Один человек увидел это и, когда у него заболела голова, тоже наложил пластырь. Однако головная боль усилилась, потому что боль у него была не от переохлаждения, а от жара. Понимаешь теперь, почему духовник должен знать состояние своего чада?»

 

* * *

В переломный момент нашей жизни, когда решается дальнейшая судьба, очень важно найти старца-прозорливца и принять судьбоносное решение по его совету. Для этого стоит приложить немало усилий. Однако в повседневной жизни достаточно руководствоваться наставлениями добросовестного приходского священника. Ведь часто приходские батюшки очень хорошо знают все тонкости нашего земного бытия.

Не предавай излишнего значения событиям своей жизни. Многие из них не заслуживают и того, чтобы запечатлевать в своей памяти даже их следы. Тем не менее наша падшая душа частенько раздувает из каждой мухи слона. А наше воображение для решения какой-нибудь пустячной проблемы возбуждает нас бросаться за тридевять земель непременно к прославленному старцу.

Тебя в сию минуту что-то сильно взволновало? Не делай из этого проблемы вселенского масштаба. Наверное, не открою тебе большого секрета, если скажу, что у большинства людей, и у нас с тобой в том числе, за всю прожитую жизнь почти не происходит ничего особенно великого и значительного. Подавляющая часть человечества сталкивается с одними и теми же искушениями, скорбями, проблемами и извечными вопросами. Неужели за решением этих затруднений всем нам надо кидаться на поиски чудотворцев и прозорливцев? Будь смиренным в своих мыслях. Для решения почти всех твоих проблем достаточно совета простого, доброго пастыря, который служит в соседнем храме. Если в тебе не будет гордости, Господь через него ответит на все твои вопросы.

Прочти, пожалуйста, следующее наставление, которое очень полезно знать человеку, недавно вставшему на путь серьезной духовной жизни.

«Новоначальный должен иметь возможность постоянного общения со своим духовным руководителем. Поэтому ему нужно бы находиться недалеко от своего духовного отца, для того чтобы, в идеале − ежедневно, или хотя бы раз в несколько дней, исповедовать помыслы и спрашивать совета. Когда новоначальный жительствует на значительном удалении от духовного отца, постоянное общение невозможно. Оно возможно лишь время от времени, отчего многие вопросы остаются нерешенными и решаются новоначальным самочинно. Некоторые надеются, что они будут часто приезжать к своим духовным отцам, но такие поездки в общественном транспорте бывают в духовном отношении весьма разорительны и даже опасны, да и по причинам материальным не всегда возможны.

При поиске духовного отца это непременно нужно учесть и искать человека, который хотя, может быть, не так известен, но с которым будет возможно регулярное общение. Вполне достаточно для духовного руководителя, чтобы он строго придерживался православного учения, был человеком смиренным и начитанным в святоотеческих творениях».

 

* * *

При хиротонии все священники получают дар учительства, но развит он у каждого в разной степени. Поэтому священники очень сильно отличаются друг от друга умением назидать и духовно руководить своими прихожанами. Когда ты выбираешь себе духовного отца из приходских священников, обращай внимание и на возраст, и на образование, и на характер пастырей. Все это является немаловажным для твоего дальнейшего общения с духовником.

Представь, например, свои взаимоотношения с двумя духовниками, одному из которых двадцать пять лет, а другому − семьдесят. Сравни их и сам поймешь, что возраст священника, помимо всего прочего, сам по себе дает надежду на более действенное с его стороны влияние на духовных чад. Хотя, не секрет, случаются и обратные примеры. Конечно, священника делает истинным духовником отнюдь не седина, однако она говорит о некоторой житейской и духовной опытности уже в силу возраста.

Чадам благодатных духовных отцов, в отличие от духовных детей обычных священников, общаться со своими наставниками значительно проще. Как известно, чем ближе люди к Богу, тем ближе и друг к другу. Не теряя своей индивидуальности, духоносные духовники похожи друг на друга. Такие пастыри, достигнув праведности и живя во Христе, действуют в Духе Святом. Поэтому, если ты найдешь подобного духовного отца, то его индивидуальные черты будут сказываться на тебе в несравненно меньшей степени, чем при общении с обыкновенным священником. Благодатные духовные отцы в своем руководстве духовными чадами не разнятся друг от друга существенно, резко и явственно. Они не дадут, как иногда бывает с некоторыми священниками, почти взаимоисключающих советов по одному и тому же вопросу. Их наставления, произнесенные в Духе Святом, всегда согласны между собой.

Хочу предупредить об искушении, которое может возникнуть при близком и частом общении с приходским священником, ставшим твоим духовником. Это − панибратство, чувство, в той или иной степени возникающее у людей, постоянно общающихся друг с другом. Святые Отцы пишут, что панибратство − одна из самых опасных страстей во взаимоотношениях между людьми. Эта страсть, как ржавчина, разъедает истинно христианскую дружбу, уважение и любовь.

Панибратство так незаметно, исподволь закрадывается в душу, что человек часто и не замечает, как в его отношениях к духовнику появляются вольность, осуждение и даже некая доля наглости. Имей это всегда в виду и берегись панибратства с кем бы то ни было, а особенно со своим духовником! Тем более, если он является священником твоего прихода.

Если духовник находится далеко и встречи с ним редки, почвы для развития панибратства нет. Наоборот, есть условия для создания в собственном сознании некоего идеала. На расстоянии мы видим сам предмет, но не можем различить его сущность. Например, если мы видим на горизонте какой-то холм, то не можем сказать наверняка, земля это или навоз. Только подойдя поближе, можно определить, что собой представляет это возвышение. Ты еще встретишь в жизни немало людей, которые из далекого, почти недосягаемого для них духовника создали в своем воображении романтико-героический образ и верно служат плоду своей мечты. Попытки разрушить этот придуманный образ обычно приводят к буре негодования.

Приходской священник всегда рядом. Ты увидишь его в различных ситуациях. Заметишь его сильные и слабые стороны. Однако будь объективен. Главное, что он сам идет по пути спасения и помогает другим следовать этим путем. Да, он еще не достиг святости, в нем еще много от ветхого человека. Тем не менее это совсем не повод даже для самого невинного, если такое может существовать, панибратства по отношению к нему.

При общении даже с самыми близкими людьми мы должны сохранять некую дистанцию. Это является гарантией сохранения в наших взаимоотношениях любви и уважения.

Надо отметить, что по отношению к приходскому священнику люди иногда впадают в другую крайность. Горя желанием иметь своим духовником старца, они ищут такового, но не обретают. И тогда выплескивают свое желание на простого, добросовестного батюшку, который и в собственных мыслях никогда не примерял на себя образ старца. Однако, что не приходило в голову ему, начинают воплощать в жизнь его простодушные, но одержимые идеей быть послушниками великого старца прихожане.

Когда изберешь своим духовным отцом приходского священника, остерегись превратить его в своем сознании в духоносного старца. Во многих приходах есть группы прихожан, которые без меры и не по разуму превозносят подлинные и мнимые добродетели местных священников. Не окажись в числе таковых!

 

Присмотрись к чадам.

 

При выборе духовника немаловажное значение имеет знакомство с его духовными чадами. Обычно большинство из них обладают одинаковым психологическим и духовным настроем. Подумай, близок ли тебе такой настрой, отвечает ли он твоему психологическому типу и духовным наклонностям. Ты спросишь, зачем размышлять об этом? Затем, что, как говорит старинная пословица: «Каков поп, таков и приход».

Вот пример. Духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин) вспоминал о духовных чадах известного духовника Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова): «Приходившие к отцу Серафиму за благословением и советом отличались даже внешне: каким-то спокойствием, скромностью и тем, что мы бы назвали "монашеским благородством"− смиренной простотой. И что еще отличало их − они старались быть незаметными».

Если ты встретил человека, который под руководством конкретного духовника достиг определенной духовной высоты, то тебе стоит серьезно подумать, не избрать ли именно этого священника своим духовным наставником. К духовникам и их чадам можно вполне отнести евангельское изречение:По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые(Мф. 7, 16-18). Конечно, всегда имей в виду, что бывают и исключения. Иногда человек достигает успехов на пути спасения вопреки своему не очень достойному наставнику. Господь никогда не оставляет без Своей помощи искренне желающих спасти свою душу, даже если они оказываются во власти лжепастыря.

Не надо забывать и другую пословицу: «Стадо не без паршивой овцы». Часто истинные пастыри из жалости и любви не изгоняют из своего стада больных, увечных и чудаковатых овец. Они − не плоды их деятельности, а знаки их милосердия. Проси у Господа мудрости − и тебе будет открыто многое.

 

* * *

По своему отношению к наставникам духовные чада делятся на три группы.

Одни относятся к своему духовнику спокойно, здравомысленно и уравновешенно. Это дает им возможность под его руководством проводить духовную жизнь в мире и благоденствии. Другие проявляют по отношению к своему наставнику недовольство и относятся к нему с большой долей критики, но при этом не уходят от него, так как, по их мнению, другие не лучше. Третьи составляют группу восторженных приверженцев своего духовного руководителя. Наверное, у каждого из духовников среди его паствы можно явно различить эти три группы пасомых.

Во время поиска духовника тебе надо с осторожностью внимать словам восторженных почитателей какого-либо священника. Чрезмерно радужное, подчас экзальтированное отношение к объекту почитания не дает им возможности смотреть на своего наставника духовно-трезвенным взглядом.

С такой же осторожностью ты должен воспринимать мнения недовольных своим духовником. Помни − падшей человеческой природе свойственно проявлять на земле недовольство всем и вся. Некоторые люди, даже если к ним для наставничества с неба спустится ангел, через короткий срок выкажут недовольство и его руководством.

Как ты уже понял, надо прислушиваться к людям мирным, спокойным и имеющим положительный опыт жизни под руководством конкретного священника. Серьезно надо относиться только к советам христиан, имеющим духовную мудрость. Такие люди не будут навязывать своего мнения и тем более насильно тащить тебя к своему духовнику.

Однако будь готов к тому, что экзальтированные верующие, в отличие от трезвомыслящих христиан, потащат тебя к своему обожаемому духовнику с необыкновенной силой и упорством. Эти люди с горящим взором будут убеждать тебя, что ты можешь спастись только под его руководством. Такие утверждения должны тебя сразу насторожить. Еще более будь осторожен с теми, кто заявит тебе, что только их духовник один на всем белом свете является истинным духоносным старцем, а все остальные не идут с ним ни в какое сравнение.

Почти около каждого известного духовника складывается круг неумеренных почитателей. К сожалению, это явление − печальная дань славе. Обычно круг таких поклонников образуется из людей, в сердцах которых еще бушуют мирские страсти. Именно неизжитая страстность и заставляет их относиться к своему наставнику словно к какой-нибудь звезде эстрады. Такие люди слетаются к знаменитым духовникам как осы на мед. За толпой подобных псевдодуховных чад порой бывает не видно и самого прославленного духовника. Если тебе придется встретиться с подобными людьми, а из-за их довольно значительного количества остаться вне общения с ними почти невозможно, относись ко всем их словам с благоразумной осторожностью. Эти люди склонны к большим преувеличениям и метаниям из одной крайности в другую.

Однако помни, что около любого опытного наставника формируется ядро из истинных духовных чад. Они, как правило, люди скромные, выдержанные и смиренные. Экзальтированные же личности окружают своего духовника словно пена.

Когда число духовных чад непомерно разрастается, даже очень искусные наставники по чисто человеческим причинам не могут строго контролировать жизнь, деятельность и состояние душ своих многочисленных пасомых. Духовник может молиться за весь мир, но успешно вести по пути спасения он имеет возможность только определенное, обычно небольшое, число, людей. При росте количества всегда теряется качество. Духовная семья не может быть безбрежной. Поэтому мудрые духовники ограничивают круг своей паствы. У великих старцев ближайших учеников всегда было немного.

Знаменитые духовники часто по любви принимают всех приходящих к ним и дают им необходимые советы. Случается, что некоторые из посетителей, обладающие неуравновешенной психикой, вдруг начинают мнить себя любимыми учениками таких отзывчивых наставников, которые иной раз об этом и не подозревают. Подчас своим не совсем христианским поведением псевдопаства только компрометирует пастыря. Если он человек духовный, то его экзальтированные чада не представляют для тебя почти никакой опасности. Беда подстерегает тебя тогда, когда сам духовник под стать своим неуравновешенным почитателям. Знай, бывает и такое.

 

* * *

Внимательно наблюдая за паствой какого-нибудь духовника, ты сможешь узнать о нем самом очень многое. Часто духовные чада бывают похожи по духовному складу на своего наставника. И это естественно. Почему? Когда человек ищет духовника, его привлекает священник, который своими качествами отвечает его духовным запросам. Затем, постоянно и часто общаясь с духовником, человек начинает много заимствовать из духовного облика своего наставника. Духовник некоторым образом становится для своих чад идеалом, ориентируясь на который они формируются духовно.

Подобным образом на своих духовных чад влиял схиархимандрит Амвросий (Иванов). «Кто сердцем вбирал батюшкин дух, те и сами со временем становились смиренными и боящимися греха осуждения ближнего. На него только посмотришь и чувствуешь, каким надо быть человечным и смиренным. Некоторые духовные дети свидетельствуют, что им не хотелось его ни о чем спрашивать, что само его присутствие было как ответ на все вопросы, нужды. Тишина и радость воцарялись в сердце...».

 

Изучи духовника.

 

Советую тебе изучать личность твоего будущего духовного отца тогда, когда ты еще только присматриваешься к нему. Выбрав же его своим наставником, делать это остерегайся.

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани на пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

После того как ты отдашь себя в повиновение духовнику, веди себя уже совсем по-другому. Как именно? Тот же Преподобный советует: «Не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судию, хотя, может быть, в нем, как человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то сделавшись сами судьями, не получим никакой пользы от повиновения».

Однажды к старцу Паисию Афонскому пришел выпускник богословского факультета. Он попросил знаменитого подвижника взять его в духовные чада. Прозорливый старец отказал ему.

− Почему? − удивился богослов.

− Потому что ты постоянно даешь волю худым помыслам, − ответил старец Паи-сий. − Наблюдая живущие во мне страсти, замечая какие-нибудь недочеты, ты будешь осуждать меня, и это не пойдет тебе на пользу. Но и от добродетелей моих − может, я и приобрел какую-нибудь добродетель, пробыв столько лет монахом, − и от них тебе не будет никакой пользы, потому что и их ты будешь видеть в превратном свете. Что мне потом с тобой делать? Ты не получишь пользы.

Тебе надо твердо запомнить святоотеческое правило: ни в коем случае нельзя обсуждать действия своего духовника ни с самим собой, ни с другими. Позже мы поговорим об этом подробней. Сейчас же хочу заметить, что в поисках духовника, конечно, не обойтись без рассуждений о достоинствах и недостатках того или иного священника. Однако тебе необходимо именно рассуждать, а не осуждать. Рассуждение является добродетелью, осуждение − пороком. Итак, старайся при рассмотрении кандидатур духовников не переходить границу между рассуждением и осуждением. Очень часто бесы сносят пограничные столбы, разделяющие свет от тьмы. Мы же при нашей сердечной слепоте подчас этого не замечаем.

Все духовники имеют общую веру, священническую благодать и придерживаются православной традиции наставничества. Однако при этом каждый духовник имеет свои, только ему присущие, индивидуальные черты характера, интеллекта и темперамента. К тому же у всех духовников различный житейский и духовный опыт. Имея это в виду, ты должен определиться в том, какой наставник необходим именно тебе. Когда духовные параметры руководителя известны, искать его намного легче.

 

Познай себя.

 

Какой духовник нужен именно тебе? Ответ на этот вопрос ты получишь, познав самого себя.

Приступая к познанию собственной личности, прежде всего отрешись от эгоизма и прояви рассудительность. Когда же для тебя постепенно прояснится портрет собственного характера, обратись за советом к духовно мудрым христианам. Сторонний наблюдатель поможет тебе определить особенности твоей личности более реалистично. К сожалению, мы все склонны к субъективному восприятию собственного «я». Поэтому окружающие оценивают нас намного объективней. Только вся сложность состоит в том, чтобы найти для этой цели по-настоящему рассудительных людей.

Итак, тебе надо познать себя, чтобы найти соответствующего твоему характеру наставника. Но имей в виду, что и опытному духовнику также нужно узнать твою душу. Мудрый наставник давно познал самого себя и хорошо знает, кого и каким образом он способен вести по пути спасения. Как видишь, ваши цели совпадают.

Известный духовник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) всегда внимательно и тщательно исповедовал людей, желавших стать его духовными чадами. После исповеди отец Гавриил соглашался брать некоторых из них под свою духовную опеку, а другим с извинением говорил, что быть их духовным отцом он не может.

Как ты думаешь, почему этот духоносный старец принимал в число своих духовных чад не всех? Ведь он обладал великими духовными дарами и мог помочь каждому войти в Царство Небесное! Мог, но по тем или иным причинам не все были способны принять его помощь. Познав это, схиархимандрит Гавриил таким людям отказывал.

Протоиерей Илия Четверухин, автор жизнеописания преподобного Алексия Зосимовского, в молодости искал духовного наставника. С этой целью он приехал в Смоленскую Зосимову пустынь.

Преподобный Алексий принял молодого человека и исповедовал его. На исповеди Илия рассказал старцу о своем желании поступить в Московскую Духовную академию и просил отца Алексия быть его духовником. Преподобный Алексий согласился, но поставил условие: молодой человек должен совершить перед ним генеральную исповедь, то есть покаяться во всех грехах, содеянных с семилетнего возраста. Илия принял условие, и отец Алексий с тех пор стал его духовным руководителем.

Преподобному Алексию было нужно выслушать подробную исповедь молодого человека для того, чтобы определить, какими методами лучше вести его по пути спасения. Если твой будущий духовник предложит тебе пройти такую же исповедь, не отказывайся.

Сергей Нилус в книге «На берегу Божией реки» приводит рассказ одной из своих знакомых о том, как она стала духовной дочерью преподобного Амвросия Оптинского. Эта женщина приехала в Оптину пустынь искать духовного руководства и утешения в своих земных скорбях.

«Пока я говела, — рассказывала женщина, — я каждый день ходила к старцу на благословение. Батюшка меня принимал милостиво, но я всякий раз подходила к нему со страхом.

Наступил день исповеди.

Когда старец взял меня на исповедь, то сказал:

— Исповедуй мне все свои грехи. Припомни от самых юных лет и до сей минуты!

Великое и страшное это было для меня испытание! Ох, как тяжко жить на земле грешному человеку!.. Я тяжело вздохнула. Не утаился мой вздох от прозорливого батюшки. Он молча на меня взглянул и стал надевать епитрахиль и поручи... Что было тут со мною, что творилось в душе моей в эти минуты, того словами и передать трудно. Мне казалось, что я сгорю со стыда.

Несчастная, горькая была доля моя в юности! Тринадцатилетняя девочка замужем за пятидесятилетним! Тяжел и страшен был мне крест этот, и я в семнадцатилетнем возрасте без памяти влюбилась в молодого соседа, полковника, который, выйдя в отставку, поселился жить вблизи от нас, в своей деревне. Красивый, ловкий, образованный был он человек, и с первой же встречи в нашем доме мы без памяти полюбили друг друга. Он умер прежде моего мужа.

Ох, как было трудно рассказать это старцу! Но батюшка уже все провидел и помог мне освободить душу от тяготевшего на ней греха. Он сам мне предложил роковой вопрос и затем сам же и промолвил вопросительно:

− Да?

Я закрыла лицо руками и, сгорая от волнения и стыда, бросилась к его ногам и сказала едва слышным шепотом:

− Да!

− Ну, − сказал он, − теперь ты моя дочь духовная, и я тебя никогда не оставлю.

Батюшка обошелся со мною с такою лаской, с такою милостью, что с этой первой моей встречи я привязалась к нему всею моею душою, всем существом моим, и на сердце моем не осталось у меня от него ни одной сокровенной тайны: я видела в нем от Бога посланного мне Ангела-хранителя, спасающего душу мою многогрешную.

С этого времени я стала часто ездить в Оптину пустынь. Добрый старец понемногу начал меня знакомить с духовной жизнью, и, за его святыми молитвами, я постепенно приучилась отставать от суетной, светской жизни, оставляя ее навыки и привычки».

Ты, наверное, уже понял, что исповедь у благодатного духовника есть лучшее средство к истинному самопознанию!

Познав свой характер, ищи и наставника, соответствующего ему. Если ты мягок, нерешителен, склонен к подчинению, к тому, чтобы тебя за руку вели по пути спасения, то выбирай духовника твердого, с сильной волей, склонного повелевать. Если ты сам человек с твердым и решительным характером, подчас переходящим в упрямство, постарайся найти наставника мудрого, тонкого, умеющего своей мягкостью сгладить особенности твоего нрава. Конечно, учитывай и то, что иногда, чтобы смирить строптивца, требуется духовник с железной волей.

 

Интуиция.

 

Ты когда-нибудь думал о том, почему некоторые люди нравятся нам особенно сильно? Почему наше сердце открывается для них без всяких явных причин? Это происходит потому, что наша душа испытывает к ним некое подсознательное, невыразимое чувство, на основе которого между людьми складывается дружба. При поиске духовника такое естественное влечение к родственной душе играет определенную роль. На этот счет приведу тебе мнение архимандрита Епифания (Феодоропулоса). Как-то раз один из его духовных сыновей задал ему вопрос:

− Геронда, можно мне спросить вас о том, что меня волнует?

− Говори.

− Я был знаком с известными проповедниками, церковными писателями, людьми более святыми, чем вы. Однако у меня никогда, ни на один миг, не возникала мысль: «Хорошо, если бы тот или иной из них стал моим духовным отцом». Только с вами я чувствую себя полностью удовлетворенным. В самой глубине сердца я чувствую, что вы − мой духовный отец! Как это можно объяснить? Может быть, это лишь плод моего воображения?

− Дитя мое, − ответил архимандрит Епифаний, − как существует плотское, физическое родство, точно так же существует и духовное.

Конечно, ты понимаешь, что положение духовного наставника более высокое, чем обыкновенного товарища. Впрочем, как известно, и в обычной дружбе один из друзей всегда играет ведущую роль. Духовник − это тоже друг, только его значение намного важнее и по существу иное, чем положение более сильного характером товарища в обычной дружбе.

Итак, в поисках духовника ты можешь ориентироваться на собственную интуицию. Только при этом соблюдай осторожность. Ведь интуиция может и подвести. В какой же мере нужно ей доверять? Достаточно того, чтобы интуиция привлекала тебя к пастырям одного с тобой духа и уводила подальше от тех, которые вызывают у тебя внутреннее отторжение.

Когда преподобный Лев поселился в Оптиной пустыни, некоторые из ее насельников отнеслись к нему с настороженностью и даже подозрительностью. Ученики старца Льва начали беспокоиться: как бы эти иноки не стали чинить препятствий паломникам обращаться за духовным руководством к их учителю. Вдруг они начнут наговаривать посетителям всякую напраслину на старца?

Однако сам преподобный Лев по этому поводу ничуть не тревожился. Он говорил своим ученикам:

− Э, не беспокойтесь! Свой своего всегда найдет.

Старец считал, что того Бог приведет к истинному наставнику, кто искренно и от всей души ищет спасения. А кто, желая спастись, вместе с тем хитрит, двоедушничает и имеет самомнение, тот к соответствующему наставнику и попадет.

Обрати внимание на слова старца: «Свой своего всегда найдет». Эти слова указывают на то, что преподобный Лев тоже отдавал должное интуиции в поисках духовника. Однако главным в этом деле он, безусловно, считал помощь Божию. А как же иначе? Ведь все наши сердечные порывы, желания и стремления затуманены страстностью. Только Бог может Своей благодатью просветить наши духовные очи и дать нам увидеть сущность наставника, к которому нас притягивает интуиция.

Также заметь, как, по слову преподобного Льва, важно иметь искреннее стремление найти духовника для своего спасения. Именно для спасения и ни для чего иного. Эгоизм или расчет, какими бы тонкими они ни были, в этом благом деле приведут только к тому, что интуиция даст сбой и человек, лишившись Божией поддержки, окажется во власти наставника, который духовно слеп.

Когда ищешь духовника, почаще вспоминай слова Христа:Может ли слепой водить слепого?Не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).

 

* * *

Монах Владимир жил в скиту Параклит, вблизи Троице-Сергиевой Лавры. В 1901 году он решил перейти в какой-нибудь другой монастырь, в котором спасаться ему было бы более удобно. Сначала он отправился в Зосимову пустынь, где подвизался знаменитый старец иеросхимонах Алексий.

Впоследствии отец Владимир вспоминал о своей встрече со старцем: «Он мне с первого раза не понравился: показался слишком не по-монашески веселым. Поэтому я и не поступил в эту обитель, а пошел смотреть другие монастыри, не найду ли чего получше. Много обителей осмотрел, но ни одной не нашел по душе и возвратился обратно в Зосимову пустынь, хотя и с неохотой. Попросился у игумена Германа в число братии. Игумен меня принял и, взяв мой паспорт, сказал:

− Твоим старцем будет отец Алексий.

В первый раз пошел я к нему в келлию после вечернего правила. Отец Алексий принял меня дружелюбно и все расспрашивал о Параклите, о жизни монахов и вообще обо всех правилах. В то время в Зосимовой пустыни еще не было определенного устава и отец Герман ездил по многим монастырям, чтобы выбрать для своей пустыни более приемлемый. С этой целью он побывал и на Валааме, и в Сарове.

В первое время учеников у отца Алексия было немного − всего человек пятнадцать. Все мы к нему очень привязались, полюбили его и часто стали его посещать. Беседы с ним продолжались до полуночи. Мы были усталые после дневных монастырских работ, но отец Алексий увлекал нас простотой и чистотой своего сердца. В беседе с ним мы забывали об усталости. Когда отец игумен узнал, что ученики отца Алексия не давали ему покоя до полуночи, то приказал батюшке принимать только до десяти часов вечера. После этого часа приходил монастырский сторож и прогонял тех, кого находил в келлии. После этого приказа мы стали бояться сторожа, но уйти от старца, не побеседовав с ним, мы не могли, поэтому, когда било десять часов, мы все прятались, чтобы нас не видел сторож. После обхода мы возвращались к отцу Алексию, он нас с любовью принимал и иногда удерживал до часу ночи, пока все мы не поговорим с ним».

Это искренний рассказ о духовной близорукости! Если бы не Промысл Божий, отец Владимир, при первой встрече не разглядевший в преподобном старце Алексии благодатного духовника, мог бы и не стать его учеником. Однако по милости Божией в дальнейшем он стал не только учеником, но и близким другом старца Алексия.

Ищи духовника со смирением. Сознавай, что ты еще не столь духовно прозорлив, чтобы видеть глубину сердец пастырей, встречающихся на твоем жизненном пути. Духовная зоркость приходит с опытом, на определенной ступени духовного развития и, конечно, по милости Божией. Не доверяй безоговорочно своим чувствам, иначе проглядишь истинного наставника, которого послал тебе Бог. Святитель Феофан Затворник писал, что случайных встреч в нашей жизни не бывает: или Бог посылает нужного нам человека, или мы посылаемся ему. Минутная антипатия к пастырю может обернуться для тебя потерей этого Божьего посланца. Сердце человека испорчено страстями, поэтому никогда не верь ему в полной степени.

 

* * *

Случившееся с отцом Владимиром нередко происходит и с другими людьми. Приведу тебе еще один пример того, как порой интуиция подводит человека.

У Елены Можаровой мать была очень религиозной лютеранкой. Однако сама девушка в 1919 году всей душой восприняла Православие. Позднее она вспоминала: «Не просвещенная духовно, не умевшая разобраться в себе и в своем душевном состоянии, я жила только молитвенным порывом, охватившим меня. Приблизительно в это время и услышала я о существовании Зосимовой пустыни и старца отца Алексия. В январе 1921 года я поехала в пустынь с сестрами и с одной своей близкой знакомой, сестрой по духу. Пустынь произвела на меня сильное впечатление. Все в ней восхищало меня: и храм, и богослужение, и монахи, и их жизнь. Словно тихое веяние благодати ощущалось там всюду.

К старцу мы попали сначала все вместе, на общую предварительную беседу. Первое впечатление не было сильным. Старец несколько смутил своим внешним видом, да и обращением с нами. Мое тогда еще почти детское воображение рисовало старца-схимника совсем другим, а не таким «простым человеком», каким он мне представился. Когда мы вошли, батюшка благословил нас и попросил сесть всех за стол, сам сел тут же. Не помню, что он нам говорил, беседа, казалось мне, была самая незначительная. Старец спокойным, ровным голосом расспрашивал, откуда мы, есть ли у нас родители, учимся ли и т. д. Потом давал самые общие наставления о том, как надо жить, верить и молиться Богу. Я, повторяю, плохо помню все эти наставления, меня в то время смущали всякие посторонние мысли, которые лезли в голову, и в душе росло неприятное чувство разочарования.

Мы ушли, обещая батюшке на следующий день прийти к нему, каждая в отдельности. Но еще раз встречаться с ним мне не очень хотелось. Однако рано утром на следующий день мы все-таки встали и пошли к старцу. Как сейчас помню себя идущей к дверям батюшки, а за собой отца Макария с лампочкой. Старец начинал принимать с пяти часов утра, зимой в это время было еще совсем темно. Помню стук в дверь и молитву, прочитанную келейником, и затем последовавший ответ густым басом:

− Аминь.

Я вошла. Невольное волнение охватило меня. Передо мной, встав с кресла, стоял во весь свой высокий рост вчерашний старец. Но вчерашний ли? Меня поразила перемена в нем! Куда девалось все, что еще вчера делало его "простым человеком", так неприятно смутившее меня? С ласковым, светлым лицом, с проникновенным взором темных, необыкновенных, как мне показалось тогда, глаз, стоял он посреди комнаты и протягивал мне руки. Смущение как-то сразу рассеялось, и, как к родному, с полным доверием я двинулась от порога навстречу батюшке. Поклонившись ему в ноги и поцеловав его руку, я встала с колен. Старец молчал, молчала и я, потупив взор, не смея заговорить первой. Вдруг почувствовала, что руки старца обняли меня за плечи, и крепко, крепко, как родную, старец прижал меня к себе. От неожиданности я очень смутилась, но батюшка, держа меня за обе руки, повел за собой. Опустившись в кресло, он поставил меня на колени рядом. С нежной лаской он продолжал молча гладить меня по голове. От этой искренней, отеческой ласки совсем чужого мне человека я очень растрогалась. И так продолжалось до тех пор, пока я, вконец умягченная душой, вдруг не заплакала, растерявшись пред этим "сверхчеловеческим", как мне показалось, отношением старца ко мне. Я не знала, что мне делать. С признательностью и слезами я только целовала его руки.

− Бедненькая, − сказал старец, − она плачет. Как мне тебя жалко! Детынька, приголубить-то тебя, видно, некому. Вот они, слезинки-то, так и катятся!

Не успела я опомниться, как уже стояла перед ним с совершенно раскрытой душой. Мы проговорили со старцем часа три. Боже мой! Каким родным, чудным и великим представлялся теперь мне этот человек, еще вчера не понятый мной! Слезы так и наворачивались на мои глаза при взгляде на него, а он, видя их, ласково утешал меня: «Детынька, помни, что нет греха, которого Бог не простил бы. Он и тебя простил сегодня, видя твое покаяние. Разве я не чувствую, как ты страдаешь, и мне так дороги твои страдания. Ты мне теперь родной стала, как дочка, а я − твой отец».

С тех пор Елена Можарова стала духовной дочерью преподобного Алексия Зосимовского.

Мой совет: с благоговением относись к каждому духовнику, который встречается тебе на жизненном пути. При этом задавай себе вопрос: не этот ли именно духовник послан тебе Богом в ответ на твои молитвы? Зорко всматривайся в его сердце, и внешность духовника да не заслонит твоему взору его духовные дары.

Не ищи духовника, который должен тебе непременно нравиться. Иначе можешь впасть в крайность: вместо наставника у тебя появится друг, во всех отношениях тебе приятный. Но сможет ли он вести тебя ко спасению?

По этому поводу Иоанн Лествичник высказался очень твердо: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать. Если ты не воздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец, и который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый».

Всегда помни слова схиигумена Саввы (Остапенко): «Духовный отец дан для спасения, а не для дружбы».

 

Молитва и тщание.

 

Что делать, если, несмотря на все усилия, ты так и не нашел духовного отца, а воля Божия медлит указать тебе конкретного наставника? Надо молиться. А лучше будет, если ты еще прежде поиска наставника и во время поисков будешь молиться Господу о даровании тебе духовника. Причем молиться об этом надо в духе смирения и покаяния, но пламенно. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: «Итак, будем искать со тщанием таковых мужей, настоящих учеников Христовых, и будем с болью сердца и многими слезами целые дни молить Бога, чтобы Он раскрыл очи наших сердец для того, чтобы узнать его, если таковой найдется в этом лукавом роде, чтобы, найдя его, получить посредством его оставление наших грехов, нам, всею душою слушающим его повеления и заповеди, подобно тому как он, услышав заповеди Христовы, стал причастником Его благодати и даров и получил власть вязать и решать прегрешения, от Него разжженный Святым Духом». «Святой Дух посылает духовного отца, как плод наших исканий и напряженных молитв».

Думаю, для тебя будет полезен и небезынтересен рассказ рабы Божией Марии, одной из духовных чад схиигумена Саввы (Остапенко). Она вспоминала: «К отцу Савве меня впервые подвела в Троице-Сергиевой Лавре монахиня Киево-Покровского женского монастыря − мать София. У меня не было еще тогда духовного отца, и когда я читала утреннее правило, где есть молитва за духовного отца, то молилась так:

− Господи, пошли мне духовного отца! Спаси, Господи, всех батюшек! Так семь лет просила, но не всматривалась в священников и не выбирала, для меня они все были одинаковыми.

Мать София подвела меня к отцу Савве и обратилась с просьбой:

− У Марии нет духовного отца. Отец Савва, возьмите ее в свои чада.

− Хорошо! А ты молишься Божией Матери? − спросил меня отец Савва.

− Молюсь, как умею.

− Ну, вот тебе Почаевская иконочка Божией Матери.

Это было первое благословение отца Саввы − и благословение неслучайное. Вскоре мне пришлось поехать в Почаев и долго жить там». Под духовным руководством схиигумена Саввы Мария впоследствии сподобилась принять монашество.

Жить без духовного руководства опасно, поэтому не ставь перед собой цель во что бы то ни стало найти наставника, наделенного особыми благодатными дарами. Поиски такого духовника могут занять слишком много времени. Тебе же необходим наставник уже сейчас. Что предпринять для того, чтобы обрести доброго пастыря как можно скорее? Выдающийся афонский подвижник иеросхимонах Тихон говорил: «Чтобы найти хорошего духовника, нужно молиться три дня, а затем − как Бог просветит». Этот совет очень полезен для конкретных действий. Не пора ли тебе им воспользоваться?

Будучи еще мирянином, преподобный Макарий Великий (IV в.) пылал желанием проводить подвижническую жизнь. Однако он не был знаком ни с одним опытным наставником, под руководством которого мог бы осуществить свое намерение. От этого сердце Макария было наполнено печалью. Чтобы Господь послал ему истинного наставника, он стал усердно молить Его о помощи.

Спустя некоторое время наступил день памяти одного из святых, в честь которого, по обычаю своих почивших родителей, Макарий устроил праздничный обед. На трапезу он пригласил не только соседей, но, еще в большем числе, нищих и убогих. Присутствуя в этот день за церковным богослужением, Макарий увидел в храме почтенного старца-инока.

Этот инок имел длинные седые волосы и бороду, доходившую почти до пояса. Его лицо было бледно от продолжительного поста. Облик старца был благолепен и говорил о его праведной жизни. Этот подвижник проживал в пустынном месте недалеко от селения Птинапор. Он никогда не показывался никому из людей, и лишь в тот день, по промыслу Божиему, пришел в находящуюся в селении церковь, чтобы причаститься Пречистых Христовых Тайн.

По окончании Божественной литургии, Макарий упросил старца прийти к нему в дом на общую трапезу. После обеда, когда все, приглашенные Макарием, разошлись по домам, он задержал инока и отвел его в уединенное место. Припав к ногам старца, Макарий сказал:

− Отче, позволь мне завтра утром прийти к тебе, ибо я хочу спросить твоего опытного совета относительно дальнейшей моей жизни!

− Приходи, чадо, когда желаешь, − ответил старец и ушел в свою пустынную келлию.

На другой день рано утром Макарий пришел к старцу и поведал ему, что желает всеми своими силами служить Господу. Он усердно просил подвижника научить его, что делать для спасения своей души. Старец с готовностью откликнулся на его просьбу и целый день провел с Макарием в душеполезной беседе. Когда зашло солнце, он предложил гостю вкусить немного хлеба с солью. С тех пор Макарий приобрел благодатного учителя, который помог ему, будущему великому столпу Церкви, положить начало подвижнической жизни.

Если время проходит, а ты все не можешь найти духовника, не отчаивайся и продолжай поиски. Господь видит твои добрые намерения и поможет тебе обрести истинного наставника. Преподобный Симеон Новый Богослов по этому поводу писал: «Если взыщем, конечно, и найдем: ибо не неправеден Бог, и не радуется Он о погибели человеческой, но, как написано,ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Если Он на смерть предал Сына Своего Единородного, да мы спасены будем чрез Него, то возможно ли, чтобы, когда мы просим Его послать нам, или лучше, явить нам какого-либо истинного раба Своего, который бы руководил бы нас в деле спасения и научил знать волю Его, возможно ли, говорю, чтобы Он скрыл от нас такого человека и лишил нас чрез то истинного руководства? Нет, нет! Это никак невозможно».

Пойми: все дело в нашем усердии и желании. Господь никогда не оставит без наставника, если твое сердце охвачено пламенным стремлением жить под его руководством.

Протоиерей Евстафий Прокопчук родился на Украине в христианской семье. Он с детства слышал разговоры родственников о старцах и благодатных духовниках. Постепенно у него возникло горячее желание найти наставника, который бы вел его по пути спасения.

Между тем жизнь сложилась так, что в 1945 году молодого человека помимо его воли отправили в Казахстан для работы на шахте. В то время советское правительство приняло решение об индустриализации отсталой казахской окраины. Евстафий всю дорогу пребывал в печали. Его тревожили мысли о том, что в глухой казахской степи живут только безбожники и ему будет очень сложно находиться среди них. Что же касается мечты жить под руководством духовника, он думал, что с ней, видимо, придется распрощаться навсегда.

Однако по приезде в Караганду оказалось, что на шахтах работают много ссыльных, которых большевики выслали из центральных областей России. В основном это были глубоко верующие люди. От них Евстафий вскоре узнал, что в степном поселке Большая Михайловка живет Оптинский иеромонах Севастиан, духовный наставник многих ссыльных христиан. Душа Евстафия устремилась к отцу Севастиану.

Большая Михайловка находилась от шахты, на которой работал Евстафий, в десяти километрах. Никакого пассажирского сообщения с этим степным поселком в ту пору не было. Молодой человек отправился в Большую Михайловку на велосипеде, взятом у знакомых.

«В Михайловке, − вспоминал протоиерей Евстафий, − я нашел Нижнюю улицу, отыскал по номерам батюшкину землянку, слез с велосипеда, остановился у двери... и меня охватил страх: как мне, такому грешному, войти в келлию старца? Я присел на корточки и заплакал... Но все-таки, собравшись с духом, я решил войти. Постучался, дверь открыла матушка, впустила меня в комнату и предложила сесть. Батюшки дома не было, а когда он пришел, я встал, чтобы взять благословение. Но батюшка прошел мимо меня к киоту, перекрестился, поклонился три раза, подошел ко мне и благословил. Я смотрел на него и думал: "Вот, Господь привел меня к старцу". Это было в 1948 году». С этого момента Евстафий стал жить под духовным руководством отца Севастиана. По благословению своего наставника молодой человек поступил в семинарию, а затем принял сан священника.

Как видишь, при искреннем и горячем желании можно найти духовника даже в далекой от христианского мира степи.

 

Р.S.

 

Теперь позволь кратко напомнить тебе о том, на что ты должен обратить особое внимание при поиске духовного наставника.

1. Не смешивай понятия — духовник, духовный отец и старец.

2. Имей в виду, что паства любого духовного наставника делится на различные группы.

— При выборе духовного отца ориентируйся на мнение его трезвомысленных чад.

— С осторожностью относись к восторженным почитателям невесть откуда взявшихся старцев.

— Не поддавайся попыткам затащить тебя в послушники к какому-нибудь якобы новоявленному «святому».

— Не очень доверяй рассказам экзальтированных людей о чудесах и прозорливости их духовных отцов, особенно когда при этом сами рассказчики относятся к другим духовникам нетерпимо.

— Помни, что некоторые не совсем духовно здоровые люди очень любят заявлять своим новым знакомым, что спастись в настоящее время можно только под руководством их великого учителя и, если ты не станешь его верным послушником, то непременно погибнешь. Когда же ты, познакомившись с их духовником, через некоторое время решаешь больше к нему не обращаться за наставлениями, эти люди начинают на тебя очень гневаться и даже обещать страшные кары за твое отступничество. Не придавай значения их словам.

3. Менять духовников как перчатки грешно. Однако во время поисков наставника исповедоваться у различных священников не возбраняется. Общение с ними поможет тебе лучше познакомиться с каждым из них и с Божией помощью выбрать себе постоянного духовного руководителя.

4. Если ты продолжительное время не можешь найти духовника, почаще вспоминай слова архимандрита Епифания (Феодоропулоса). Однажды один известный греческий богослов признался отцу Епифанию, что у него проблема с выбором духовника. Архимандрит Епифаний скакал ему: — Дорогой мой, у тебя проблема не с духовником, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание, без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми.



8801


Протоиерей Вячеслав Тулупов

Прот. Вячеслав Тулупов. «Как найти духовного отца». © Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2007 г.

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал

Следующий материал  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Выбор духовника происходит в течение жизни (Священник Алексий Уминский)
Какой должен быть духовник? (Игумен Петр (Мещеринов))
Как найти духовника? (Игумен Сергий (Рыбко))
Как правильно выбрать духовника? (Архимандрит Амвросий (Юрасов))
«Хочу, чтобы у меня был духовный отец» (Протоиерей Максим Козлов)

Самое важное

Лучшее новое

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

онлайн катехизация

Суеверие

© «Духовник.Ру». 2007-2021.
Администратор - editor@duhovnik.ru