Что такое «духовник» и «духовный отец»
Что понимать под понятием «духовник»? Является ли духовником священник, у которого просто исповедуешься?
Фотиния.
Слово «духовник» может пониматься в разных значениях. Под ним действительно можно понимать и священника, у которого мы регулярно исповедуемся. Это одна из ступенечек, может быть вторая, после того как человек, бывая в разных храмах и исповедуясь у разных священников, пришел к пониманию того, что для собственной духовной пользы ему полезно исповедоваться преимущественно у одного человека. Это уже хорошо, потому что знающий на протяжении достаточного времени своего прихожанина священник сможет давать ему более адресные, более точные советы и по его духовной жизни и, иногда, и по его жизненным, практическим обстоятельствам.
Но то, что понимается под словом «духовничество» в святоотеческой письменности, в духовной традиции Православия знает и последующие степени, а именно, то, что человек сознательно и добровольно отсекает часть своей свободной воли в пользу послушания духовнику. Это ступень, до которой нужно духовно возрасти. Решиться на это нужно без всякого новоначального церковного романтизма. Но когда человек достигает ее, когда при этом находит духовно опытного священника, который возьмется в этом отношении за его руководство, это может принести также большую духовную пользу. Но здесь особенно важно руководствоваться по отношению к себе и по отношению к избираемому духовному руководителю древним церковным правилом: «сто раз отмерь, потом только попробуй что-то отрезать».
Кого считать духовным отцом? За кого молиться в утреннем правиле? Если считать того, кому чаще исповедуешься, то в моем случае это батюшки приходской церкви города, в котором я живу и с которыми я ни разу, кроме как на исповеди, не общалась. А духовным отцом я считаю батюшку, у которого я исповедалась первый раз, и который меня знает лично, которому я могу задать некоторые вопросы.
Когда можно задавать эти самые вопросы? Многие, знаю, делают это на исповеди, но в конце исповеди я все вопросы забываю, а если даже и записываю, то мне неловко их задавать, да и настрой не тот. А позвонить знакомому батюшке не всегда удобно, и вопросы вот такие хитрые, что стыдно порой их и вслух произносить.
Простите меня за такие вольные вопросы.
Ольга
Уважаемая Ольга!
Духовные отцы нынче редки. Прежде всего, потому что редки послушники – духовные дети. Это было замечено еще в XIX столетии, но в начале XXI столетия эта ситуация еще только усугубилась. Если иметь решимость слушаться во всех главных, существенных, жизненных вопросах того или иного священника, то он и будет вам духовным отцом. Ведь дело не в его особенных дарованиях, старческой мудрости или даже умудренности священническим служением, а в нашей внутренней готовности отсекать свою волю. Если есть такая готовность в отношении священника, у которого вы регулярно исповедуетесь, то он и будет постепенно становится вашим духовником, а если нет такой решимости, то не унывайте, вы все равно остаетесь православной христианкой. Таинство исповеди будет совершаться, и Господь будет, видя вашу веру, прощать вам грехи в Таинстве покаяния. Но духовного руководства как такового у вас не будет — здесь обольщаться не нужно. Поэтому дело надо с другой стороны исследовать: не со стороны священника, а со своей стороны. И тогда вы найдете ответ на этот вопрос.
Что касается вопросов, то не обязательно тот, кому вы их задаете, может оказаться духовным отцом. Ведь даже к Оптинским Старцам в XIX веке ездили люди, которые в полном смысле их духовными чадами не являлись, но которым нужно было тот или иной жизненный вопрос разрешить. Кому — важный, а кому — какой-то жизненно-практический. Со всяким вопросами ездили, поскольку очень доверяли святости жизни подвижников благочестия, при этом регулярно исповедовались у себя на приходе. Мы с вами можем побеседовать о чем-то абстрактно, но это не означает, что вы можете объявить, что вы у меня послушница. И я не смогу сказать, что я у Ольги, которая мне вопросы по Интернету задала, духовный руководитель. Так что просто трезво к этому подходите и в трех соснах не нужно путаться.
Вопрос ваш не хитрый, а обычный, его не надо стыдиться вслух произносить. Вопросы надо всякие произносить. В вопросах общения надо следить, чтобы в церкви не начать думать о политесе, о том, как бы так «подъехать» к батюшке, чтоб он чего не подумал. Не надо рассуждать так: я вот хочу вопрос задать, но чтоб он не очень резко прозвучал, я его пятью другим прикрою, а где-нибудь в середку я запихну то, что на самом деле хочу узнать. Не нужна эта многословность, надо проще быть, тогда Господня благодать на вас и будет действовать.
11844 |
Протоиерей Максим Козлов |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Самый прекрасный вид дружбы (Протоиерей Игорь Гагарин)
Духовник — это руководитель (Игумен Сергий (Рыбко))
«Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» (Схиархимандрит Илий (Ноздрин))
Духовник и психолог: в чем разница? (Протоиерей Аркадий Шатов)
О духовничестве и духовной жизни (Архимандрит Августин Пиданов)