О духовничестве и духовной жизни
Кто такой духовник
Слово «духовник» и собственно «духовная жизнь» в корне своем содержат слово «дух». Духовная жизнь – это стяжание Духа Божия посредством очищения души. Очистить же душу можно через исполнение заповедей. А духовник – это как раз человек, «ведущий духовный образ жизни очищением сердца и души», чтобы чистым сердцем узреть Бога.
Найти опытного духовника сложно нынче. Духовник, он как хороший врач. Но много ли в действительности врачей по призванию, у которых еще сохраняется определенная врачебная трепетность к человеку?!.. Может быть, один на тысячу, а, скорее, и того меньше. Чувства притупляются со временем. По окончании института какой-то врач, может быть, и мог еще ощущать трепетность, а потом вдруг буквально коновалом стал. Врачебная деятельность требует, конечно, определенного усилия и мастерства, однако, она не требует сильной духовной и душевной борьбы, что требуется от духовника.
Вы ведь знаете, нет ничего сложнее, чем бороться со своими страстями и немощами. А без борьбы нет духовной жизни. И вот представьте себе, какой нужно иметь опыт духовнику, чтобы быть духовником не одного человека, а сразу нескольких! Где и как научиться видеть душу? Это же великий дар! Вы думаете, что тот, кто получил дар священства, уже может быть духовником? Отнюдь нет. Дар священства – это совершенно не дар духовничества, это разные вещи. Батюшка в храме, как бы это парадоксально ни звучало – не всегда духовник. Их же много сейчас посвящают, молоденьких, только пришедших из семинарии. Они становятся священниками, но у них еще мало опыта.
Духовник – это тот, кто может наставить, кто сам прошел большой путь. Это должен быть опытный в духовной жизни человек, тот, кто ведет духовный образ жизни или хотя бы пытается воплотить в своей жизни идеалы Евангелия, пытается выполнить заповеди, приобретает опыт борьбы со страстями. Истинного духовника, настолько авторитетного, что все, что бы он ни сказал, надо непременно выполнить и именно так поступить – таких сейчас нет. Найти духовника по образу тех, древних, теперь практически невозможно. Есть такое выражение «оскуде преподобный». «Оскуде» – значит малое, скудное количество людей святой жизни.
Для чего и кому нужен духовник?
Для того, чтобы найти своего духовника, нужно долго искать и всматриваться. Наша беда, пожалуй, в том, что ищем мы, прежде всего, прозорливых, чтобы сразу нам все сказал: на ком жениться, что лучше купить. Подобного рода вопросы буквально одни из самых частых.
Но, понимаете, для Бога это может быть даже оскорбительно. И это не совсем правильно, как не совсем правильно брать абсолютно на все благословение Божье. Бог однажды уже благословил нас, послал на эту землю и сказал «плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». И вовсе не обязательно прежде, чем картошку сажать, брать на это благословение у батюшки. А лучше перекреститься, помолиться и сказать: «Господи, по Твоей заповеди будем сажать». К старцу Кириллу Павлову из Троице-Сергиевой Лавры бабушки приходили с вопросами: брать эту корову или другую или лучше вообще не брать; а что делать с незаживающим пупком правнука? Лучше помолиться самим: Бог-то все знает и слышит.
Бывают случаи, когда человек приходит к священнику, например, с такой дилеммой: «Хочу на Рождество уехать с друзьями на охоту. В этот раз все как полагается, жену беру. Выезжаем 5-го числа». А ему священник отвечает: «6-го – день рождения Того, Кто создал мир. Когда-то Он пришел в этот мир, чтобы тебя спасти, куда же ты уезжаешь? Нет, не благословляю тебя на эту поездку». Мужчине это кажется нелиберальным, и он решает пойти в ближайшие дни к другому священнику. Приходит с праздничными подарками: «Вот, батюшка, с прошедшим вас новым годом. Такая ситуация: с друзьями на охоту собрались и жену берем в этот раз. Благословите!» - «Да съездите, почему бы и нет», – вдруг отвечает обмякший от такого внимания священник и благословляет.
И вот, нужно, чтобы подобного лукавства не было: когда мы пытаемся, набрав благословений полные карманы, сидеть и выбирать наиболее удобный для нас вариант. Не следует в случае, казалось бы, неподходящего или неожиданного ответа батюшки идти к другому. В чем тогда смысл благословений?
Не надо путать духовную жизнь с душевной. Духовник нужен тому, кто серьезно настроен именно на духовную жизнь. И нужен он для того, чтобы направлять нас на этом пути. А если мы с вами духовную жизнь не ведем и не имеем к ней стремления, то нужен ли нам духовник? Тренер нужен тому, кто тренируется. А если он нужен нам только затем, чтобы обсудить повседневные бытовые вопросы, то в чем заключается тренерство? Многого ли оно стоит? И какой при этом из меня спортсмен?
Младостарчество
Если духовный руководитель, к которому вы попали, – деспотичный или раздает благословения без разбора, то это некоторые из признаков того, что «царь ненастоящий».
Человек не может быть духовником, не имея опыта борьбы со страстями, хотя бы малейшего. Есть много послушаний, к которым призывается монастырский житель, как например, труд, молитва, чтение, пение, бдение, пост и т.д.. Но из всех послушаний самое тяжелое – заниматься собой. Поверьте, легче петь, легче служить, чем угодно заниматься, но только не собой. Казалось бы, вроде спасительно услуживать братии, мыть тарелки, раздавать пищу. Но, знаете, все эти послушания являются лишь средством к тому, чтобы увидеть свои недостатки. Мало того, можно ведь только внешне нести свое послушание, выполнять правила. На богослужении кто-то поет на клиросе каждый день, кто-то служит седмицами. Но, как это ужасно ни звучит, постепенно привыкаешь ко всему. И даже здесь молитва может перестать быть молитвой, возвышающей душу, а превратиться в выполнение обычного долга: подготовился, пришел, спел, прочитал и ушел. Но ведь человек призван не только внешне, но и внутренне все исполнять. Внутренняя работа, она – самая тяжелая!
Не будем отрицать, что в церкви сегодня пышным цветом цветет младостарчество, когда молодой священник берет не свойственные ему функции духовного руководства. Считает, что раз получил дар священства, то имеет право налагать епитимии, требовать от людей особых духовных упражнений. Про таких Христос сказал в Евангелии, что налагают на людей бремена неудобоносимые, а сами и пальцем не желают пошевелить.
Младостарцы – это те, кто, не понимая современных реалий жизни, начинают мнить о себе, наставлять направо и налево: «Не получай паспорта, с мужем в пост не спи, сама мяса не ешь и детей не корми». Порой эти строгости почерпнуты младостарцем из старых правил Церкви, так называемых канонов Церкви. Все наши каноны, любое церковное правило в отрыве от человека имеют небольшую ценность. Юридизм в чистом виде отчасти, конечно, должен быть… Но с другой стороны, этот вот юридизм и погубил фарисея, про которого Христос сказал: «Отцеживают комара, пожирают верблюда». Фарисейский же юридизм позволил распять совершенно невинного Христа, довел до тупости и извращения смысл церковной жизни... Не будем кривить душой: у нас же тоже есть свои фарисеи, которые читают букву закона и по этим буквам рассуждают в отрыве от действительности.
Все эти правила предназначены и применялись ранее в качестве меры воспитания людей. Но если в каком-то конкретном случае эта мера не способна привести человека в храм, а, наоборот, только оттолкнет его, то будет ли спасен в случае своей смерти буквоед? Представьте себе врача, который взял за «рецепт» от всех болезней книгу по фармакологии. У пациента болит селезенка, а врач ему прописывает обезболивающее. Между тем, как внутренние процессы в организме продолжают развиваться – больной умирает от инсульта. У врача, если его осудить, найдется оправдание, он сошлется на медицинский справочник...
То есть, что я хочу сказать? Мы с вами призваны научиться рассуждать. Не все то, что сегодня говорит батюшка, является словом Божьим. Сказанное надо соотносить с тем, что говорит Евангелие…
Об исповеди
То, что происходит в храме у аналоя, порой трудно назвать исповедью, а скорее – своеобразным психологическим актом. Очень часто исповедь стала сводиться к декларации батюшке некоторых своих проступков. После чего с чувством исполненного долга человек подходит к Чаше, причащается, выходит из храма и где-то закрадывается в его подсознании надежда на Царствие Небесное. И в этой надежде даже может возникнуть чувство, что Бог как будто бы немножко и должен: человек же все выполнил. Вот такое отношение встречается сегодня, и мы после этого надеемся спастись! И мы это называем духовной жизнью!..
(Примечание Дмитрия: как не надо - сказали, напугали, а как надо – ни слова. Поэтому надо или дополнить или убрать.).
Про отчитку
К сожалению, немалое количество людей исповеди предпочитают отчитку. Как к этому относиться? То, что происходит в настоящее время на отчитках – это совершенно не православная практика. Почему те, кто тысячи чудес совершал, никого не отчитывали? Примеры тому - Иоанн Кронштадский, Серафим Саровский. Безусловно, были случая изгнания бесов, но они были единичными. А у нас отчитка уже поставлена на поток.
Этот опыт не приносит ничего полезного! Дух злобы изгоняется Духом Божиим, а не литрами воды или заклинательными молитвами. Что, Господь не знает, в чем человек нуждается? Может, болезнь, от которой человек всеми правдами и неправдами пытается избавиться, спасительна для него? К тому же мы не знаем, чем заканчивается для батюшек увлечение отчиткой... Ефрем Сирин писал: «Только тот может изгнать духа злобы из человека и ту страсть в другом, кто сам победил эту страсть в себе». Законы духовной жизни таковы, что если ты идешь кого-то защищать от дьявола, то сам должен иметь определенную духовную силу, победить одну из духовных страстей, иначе дьявол над тобой посмеется – страсти перейдут к тебе.
Некоторые скажут: «Но Господь же исцелял». Так вот и оставьте Ему это Божественное право. Не нужно себя мнить Христом! Или же попробуй, сходи на Крест, попостись 40 дней, научись любить. И если все это пройдешь, то потом, пожалуй, смирение не позволит заниматься отчиткой. Господь позволил войти болезни – Господь, когда надо и изгонит. Вот так рассуждали великие люди. Брать на себя такую миссию, выходить на подобного рода брань – упаси Господь. На это надо особое благословение, особый подвиг. Да, многие вещи индивидуальны, мы не будем обобщать все. Тем не менее, то, что поставлено на поток, – очень сомнительно…
Вы заметьте, что в деяниях Апостолов есть буквально только пару моментов изгнания, а разве раньше было меньше бесов?.. Мне рассказывал профессор Осипов, что к одному батюшке ходила женщина, у которой дочка, молодая и красивая девушка, была одержимой. Он молился, чтобы Господь ее исцелил. И представьте себе, вышел из нее злой дух. Но сколько потом этот батюшка просил прощения! Эта девушка после исцеления как ударилась в блуд, что дала фору всем местным «специалисткам»…
Итак, как вы думаете, болезнь так ли уж всегда бесполезна? Господь знает устроение души человека, и порой болезнь является для него избавлением от какого-то более страшного греха. Физические болезни нам даны, чтобы, прежде всего, внутренний человек был здоров. Святые отцы еще говорили, что наши скорби и святоотеческий опыт должны быть нашими руководителями.
О духовной жизни
Возможно ли сегодня жить духовной жизнью? Святые отцы и старцы советовали, чтобы не попасть в прелесть и соблазны, руководствоваться теми книгами, по которым мы можем изучить опыт духовной жизни самих же святых отцов. На духовном пути же масса опасностей!
Духовная жизнь – это свободная жизнь, свободный выбор, поскольку в Православии к подлинной духовной жизни можно прийти только по своей воле. И заставить здесь человека невозможно: это приведет лично к его катастрофе, а также и Церкви!
В XVIII–XIX столетиях Церковь была департаментом Синодального отдела. Департамент требовал консисторию предоставлять справки о том, кто причастился, а кто исповедался. И тут можно заметить, что, например, Ленин очень исправно носил справки, но ему это не помешало стать революционером, разрушить храмы, погубить колоссальное количество жизней. Формализм и фарисейство уничтожают дух. Формальное отношение уничтожает суть.
В духовной жизни надо руководствоваться литературой святых отцов, в том числе тех, кто близки нам по времени: схиигумен Иоанн Валаамский, игумения Арсения Серебрякова, святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Никон Воробьев. У Игнатия Брянчанинова есть письма к мирянам в пятом томе «Приношение к современному монашеству». Очень полезно и нужно для новоначальных. Эта литература близка нам и понятна, с нее надо начинать.
Обязательно нужно понуждать себя молиться. В то же время тут есть одно но: молитва не должна превратиться в вычитку, молитва должна быть настоящей. Вычитка – страшное явление! В ней нет преображения души, нет искренности. Человек призван к исцелению себя и преображению. Вычитка приводит к ложному чувству праведности. Это чувство прекрасно продемонстрировали фарисеи. Фарисейское чувство очень тяжело истребляется из души и производит гордыню. Если я иду молиться к Богу, то это общение живое, я что-то рассказываю о наболевшем, прошу – какая тут может быть вычитка?! Стоит только подумать: «Сейчас прочитаю две или три молитвы, и каждое слово со вниманием», – и понаблюдайте, удастся ли вам это?..
Игнатий Брянчанинов говорит о трех важных условиях молитвы: внимание (без которого молитва не является молитвой, а в лучшем случае сотрясением воздуха, в худшем же – развивает самомнение и чувство ложной праведности); благоговение (без благоговения нет христианства, а не благоговейно можно молиться сколько угодно); сокрушение сердца (ощущение раскаяния в человеке). А как добиться раскаяния, если глух и нем?.. От отсутствия раскаянности происходит окамененное бесчувствие.
Молиться человек по-настоящему сможет только тогда, когда ежедневно в своей жизни начнет пытаться соблюдать заповеди Христовы, идеалы Евангелия. Если мы будем просто молиться, просто подавать милостыню, просто поститься, не занимаясь каждодневно своей душей – все эти добродетели окажутся для нас губительными. Без борьбы со своими страстями не появится сокрушение сердца. Посмотрите на сектантское отношение: Священное Писание знают наизусть, в хосписах помогают… Бог бы только не забыл про все их добрые дела. От Него уже волей-неволей, но ожидается что-то в ответ...
Вы помните старца Ферапонта из «Братьев Карамазовых», как он всех осуждал? Он считал себя выше всех, потому что жил отшельником. Монахи же кушали карасей: для них это было очень вкусно. А он постник, отшельник. Действительно молился, действительно постился, но насколько в нем разрослась гордыня! Вот к чему может привести и пост, и молитва.
Что же такое в действительности пост? Это очищение ума и сердца посредством физических ограничений. Физические ограничения не самоцель, а просто инструмент, и относиться к этому надо как к инструменту. Если случилось, что приехали к тебе гости в пост – не рисуйся, не строй из себя великого постника, прими и накорми. Добродетели должны быть втайне. А не так, что человек едет навещать больных детей и тащит с собой три видеокамеры, чтобы известить об этом весь мир...
Начало христианской жизни – это жить в мире с самим собой, жить честно со своей совестью, то есть не лукавить и не рисоваться, не напускать на себя чужие образы.
В «Духовном алфавите» Ефрема Сирина можно найти размышления о молитве, где он пишет: «Всегда нам, братья мои, надобно быть готовыми к молитве. Потому что молитва весьма великое дело. Когда молитва с любовью возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда отверсты для нее Горние врата, и никто не препятствует ей войти в них». Обратите внимание: с любовью! Любовь появляется вследствие исполнения духовных заповедей! Мы же все в основном тараторки.
«Не задержат ее ангелы, не остановят огневидные, как только она пожелает войти и получить от Бога исполнение просимого. Поэтому всякий возлюби молитву и упражняйся в ней и день, и ночь… Когда станешь перед Богом на молитву – смотри, чтобы прекрасных орудий, на которых поешь Богу (то есть помыслов твоих) не расхитили враги … Как или чем будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудие (пленены помыслы)?… Бог не имеет нужды, чтобы молились уста или язык… Служение Богу требует, чтобы помыслы, вся крепость и сила души, весь ум были не рассеянны, но напряжены были б к Богу….» То есть не надо вычитывать! Где рассеялся ум – вернись, повтори. Никак не можешь с Трисвятого выйти – оставайся на нем.
«Будь внимателен к себе, тогда придет к тебе сам Христос. А если нет, то день и ночь домогайся получить сие средоточие, потому что ты слеп». А терпеливо вычитывать, даже читать наизусть – это не значит, что ты овладел навыком молитвы. «Поэтому, когда видишь солнце – взыщи истинное солнце и загляни в душу свою: обрел ли ты истинный свет, потому что все видимое есть тень невидимых и истинных предметов души, ибо кроме видимых есть иной, внутренний человек, иные очи, которые ослепил сатана, иные уши, которые сделал глухими. Но Иисус пришел спасти и сделать человека здоровым». Если молитва не сопряжена с борьбой со страстями, очищением своего внутреннего человека, то молитвы не будет, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и найти погибшее».
Неправильная же молитва приносит вред и скорби. При исполнении только лишь внешнем появится и будет расти гордыня, присущая внутреннему человеку. То есть добродетель может стать волчцами. Внутренне гордый будет внешне опускать глаза вниз, стремиться казаться праведником. В «Добротолюбии» приводится хороший пример: «Один человек подходит к великому Антонию и говорит: «Отче, я достиг дара постоянного памятования о Боге и дара постоянной молитвы». Антоний сделал паузу и сказал: «Это не велико! Велико было бы, если бы ты научился постоянно зреть бездну своих грехов!»…
У Ефрема Сирина можно встретить такие размышления о молитве: «О, как прекрасна ты, молитва! Блажен, кто ревностно упражняется в молитве; к нему, если только он чист от лукавства и обмана, не приближается лукавый. Но обрати внимание на то, что Спаситель наш сказал чистому стаду учеников своих, когда учил их молитве: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Итак, смотри, Господь не прощает того, кто не прощает брата своего! Смотри, как прекрасна молитва, которой ученики Христовы научились у истинного пастыря для борьбы с лукавым. Итак, у кого есть в сердце лживость, ненависть и осуждение, тот пусть очистит прежде душу свою, и тогда уже приходит, и постится, и молится».
© Duhovnik.ru
5082 |
Архимандрит Августин Пиданов |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Самый прекрасный вид дружбы (Протоиерей Игорь Гагарин)
Духовник — это руководитель (Игумен Сергий (Рыбко))
«Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» (Схиархимандрит Илий (Ноздрин))
Духовный отец - кто это? (Протоиерей Владислав Свешников)
Духовник и психолог: в чем разница? (Протоиерей Аркадий Шатов)