Как общаться с духовником

Ответы на вопросы об отношениях с духовником

Что делать, когда — ходишь годами на исповедь, абсолютно не меняешься, грехи все те же, не можешь преодолеть, и становится стыдно ходить к тому священнику, у которого исповедовался всегда. Что сделать, чтобы измениться? Покаяние на словах есть, а из года в год — грехи одни и те же. Надо ли искать строгого духовника, если моя жизнь — совершенно неправославная, а мой духовник ничего не говорит. Иногда хочется пойти к такому священнику, который будет давать конкретные резкие рекомендации, который будет ругать, указывать на недостатки, который будет категоричен и очень строг.

 

Духовник, священник,исповедьУважаемая посетительница нашего сайта, сам по себе стыд исповедания одних и тех же грехов свидетельствует о не окончательной безнадежности нашего духовного состояния. Ни в коем случае нельзя поддаться искушению пойти в другое место и рассказать об этих грехах другому священнику, потому что за этим побуждением стоит стремление не обличить свой грех перед очами Божиими, а выглядеть по возможности более пристойно в глазах человека, даже священника. В двух отношениях вредно: во-первых, из-за того, что священник, которого мы считаем духовником, как врач духовных недугов лишается полной клинической картины нашего состояния, и, во-вторых, потому, что мы привносим в свою исповедь лукавство или, по крайней мере, малодушие.

В наше время непреодоленность тех или иных греховных навыков и страстей – частое обстояние нашей духовной жизни. Одну рекомендацию, пожалуй, можно высказать: есть в нашей духовной жизни состояния, по отношению к которым мы понимаем, что они греховны, но не видим, что мы можем сделать для того, чтобы их преодолеть; а есть состояния, о которых мы знаем, что они греховны, и, в общем, понятно, что нужно сделать для того, чтобы от них избавиться. Скажем, порок курения или винопития: здесь одно можно сделать – бросить. Опыт духовной жизни свидетельствует, что человек, который Христа ради и праведности справится с грехом, пороком, привычкой по отношению к которым понятно, что нужно делать, получит помощь свыше и для того, чтобы разобраться и выкарабкаться из тех духовных ям, выхода из которых он сегодня не видит.

По поводу третьего вопроса, конечно, не буду давать Вам совета, следует Вам менять духовника или нет. Критерий должен быть такой: если советы, рекомендации, духовная поддержка, или напротив, наставления и укоризны со стороны священника способствуют нашему внутреннему изменению, духовному росту, то тогда, даже если что-то кажется нам жестким и не нравится, отходить ни в коем случае не следует. А если все оканчивается только человеческим общением, а в духовной жизни мы ничего не приобретаем, стоит задуматься о том, чтобы поискать другого наставника.

 

 

Священник очень ласково и внимательно относится к новоначальным — так, что приводит в храм очень многих людей и люди эти привязываются к батюшке, к приходу (так что едва ли не у большинства есть привязанность к его личности — не плотская, конечно). А когда человек привяжется настолько крепко, что ему не уйти — начинает отдалять от себя, смирять, лишать простейших вещей — благословения и т. п., ведет себя холодно, нарочно причиняет боль. Это очень тяжело. Раньше, когда прихожане говорили мне об этом, я не верила. Спросила духовника — он ответил, что это не так. А теперь он явно стал применять это ко мне, причем не в результате какого-то моего греха или «беганья» за ним, нет, при в общем положительной динамике развития души стал очень болезненно смирять.

Как принять такое поведение духовника? Как не смущаться тем, что ранее он явно говорил мне неправду? Как принять, что любимый (как отец) духовник нарочно хладнокровно приносит боль? Что делать, если я считаю, что он не прав, а он никаких доводов в расчет не принимает, а противодействие воспринимает как душевредный бунт (а я считаю, что человек, не признающий своих ошибок, не достоин уважения)? И вообще, может ли священник в каких бы то ни было целях говорить неправду? Кстати, духовник достаточно уважаемый, окормляюсь у него 7 лет, уходить не хотелось бы, т. к. еще и приход очень дружный. А сама я немощная, нервная, самолюбивая, но стремящаяся к благочестию.

Елена

 

Уважаемая Елена, ситуация, описанная Вами, может быть рассмотрена по-разному. Я предложу Вам возможные подходы, а Вы подумайте, какой более приложим к тому, о чем Вы говорите. Во-первых, если речь идет о духовнике опытном, заботящемся о своих чадах, ведущем их ко спасению, то в таком случае действительно часто — это с опорой на церковную традицию, церковное Предание — по мере воцерковления, вхождения в ограду церковную «молочная пища» (слово апостола Павла) оканчивается, становится все более взрослой, все более твердой. Особливое внимание, ласка и похвала, иной раз нужные для новоначальных, чтобы, пока все у них еще полно гордостью и тщеславием, не обидеться им на пустое, как обижаются они на замечание бабушки, увидевшей их в церкви, и после этого десять лет могут не перешагнуть порога храма только из-за того, что им кто-то велел юбку длиннее надеть или волосы не раскрашивать в три цвета. Так вот, священник учитывает это и, конечно, старается быть снисходительнее к понятным ему немощам и даже страстям новоначальных своих чад. Но когда он видит, что сын или дочь его духовные укореняются в вере Церкви, что у них приобретается уже собственный опыт духовной жизни, то, конечно же, «конфет» становится меньше, а «твердой пищи» больше. И иной раз достаточно жесткими словами и требованиями начнет опытный духовник врачевать в нас нашу гордость, желание настоять на своем или эгоизм, и тут важно справиться с возмущением, протестом, с обидой, которые в этот момент в сердце возникают. И если этот период Вы, скрепив себя, пройдете, то, конечно, приобретете очень много для своего внутреннего человека.

Вторая ситуация бывает иной, когда речь идет о священнике, не имеющем ни особенного духовного опыта, ни даже необходимых для пастырского служения навыков духовной жизни, что в наше время тоже случается по причине того, что так много храмов было открыто, так много людей разной степени подготовленности рукоположено. И тогда бывает то, что священнослужитель, молодой в особенности (имею в виду не по годам, а по срокам своего служения), ведет себя подобно тому, как люди ведут себя в светской среде, то есть по отношению к малознакомым, новым мы сдерживаем себя, стараемся быть внимательны и деликатны и не позволим себе сказать того, что позволяем со своими близкими, домашними, привычными, надежно рядом с нами существующими людьми. Ну а потом, когда какой-то срок проходит, этой выдержки не хватает, и человек оказывается включенным в круг тех, кого мы к числу этих более близких относим, - тут уж и ему начинает доставаться тоже всякое. Нельзя вовсе исключить, что подобные человеческие немощи могут быть переносимы на церковную среду. Но, впрочем, Вы сами пишете, что речь идет о священнике опытном, у которого Вы окормляетесь семь лет, о приходе, духовный строй которого вызывает у Вас приятие и уважение, но подумайте, идет ли речь о какой-то почему-либо неприязни к Вам или вдруг проявленном стремлении над Вами восторжествовать, если в остальном все добро и благочестиво. Помолившись, попробуйте еще раз трезво оценить эту ситуацию, и дай Вам Бог вынести решение, которое послужит к Вашей духовной пользе.

 

 

Я чувствую, что начинаю привязываться к иеромонаху, у которого регулярно исповедуюсь — привязываться не в смысле влюбленнности, а как человек, обделенный близкими душевными и духовными отношениями с кем-либо в светской среде. Священник этот очень добр ко мне, всегда спрашивает, как мои дела, дает точные советы, пытается направлять мою духовную жизнь. В последнее время замечаю за собой, что готовлюсь к исповеди как будто «для моего духовного отца», хотя понимаю, конечно, что исповедаюсь перед Богом, и если приходится идти к другому священнику (такое бывает в нашем храме, где всегда много исповедников), то ропщу. С другой стороны, исповедуясь у «своего» иеромонаха, боюсь показаться хуже, в каком-то смысле не оправдать его надежд, потому скомканно, не до конца проговариваю то, что смогла бы сказать малознакомому священнику. Не стоит ли мне (может быть, на время) отойти в сторону, чтобы не смущаться и, возможно, не искушать монаха (которым ненамного старше меня), если я чувствую, что общение именно с ним становится для меня очень важным?

Мария

 

Уважаемая Мария, Вам срочно нужно оставить храм, в который Вы ходите, лет на пять, не меньше. Прекратить видеться с тем священнослужителем, по отношению к которому в душе Вашей развились неправильные чувства, с тем, чтобы эмоциональное прилепление не стало страстью. И здесь нужно поступить решительно и отсечь однозначно. Никакие убеждения себя в том, что «я справлюсь, что я переведу это в правильное русло, что он же дает мне правильные советы о духовной жизни» в данном случае не должны играть роли. Если червоточина душевно-плотского прилепления возникла, нужно решительно уходить в сторону.

 

 

Обстоятельства сложились так, что сейчас я могу исповедоваться своему духовнику реже, чем раз в месяц. Мне стоит идти на исповедь к другому священнику, чтобы причаститься в праздник, или все же исповедоваться у своего духовного отца и причащаться в другиедни?

Вера

 

Уважаемая Вера, мне представляется, вопрос о том, разумно ли прибегать к помощи другого священника на исповеди, если Вы редко можете видеться со своим духовником, решить нужно со своим духовником, и спросить у него, благословляет ли он Вас и считает ли для Вас полезным исповедоваться в промежутках между вашим общением у другого священника. И исходя из его благословения и поступать. Здесь невозможно дать ответа в общем смысле, потому что ответ всякий раз будет соотнесен с конкретным человеком, а кто же знает Вас лучше, чем священник, у которого Вы исповедуетесь.

 

 

Почему у некоторых священников существуют любимчики (если так можно сказать)? Как Вы думаете, хорошо ли это?

Лариса

 

Уважаемая Лариса, в самом высоком и идеальном смысле слова Вы правы. Ибо ответ прочитывается из формулировки вопроса. Конечно же, можно процитировать слова одного из древних святых, который сформулировал ту несомненную истину, что пристрастная любовь к одному непременно означает оскудение любви к другому. Мы знаем, что идеальных пастырей, старцев, как называет их церковный народ, как раз то и отличает, что всякий приходящий к ним ощущает, несомненно, любовь со стороны принимающего его и беседующего с ним и молящегося о нем священника. Но это, прямо скажем, идеальная мера, к которой каждому из нас, вне зависимости от того мирянин вы или священник, нужно расти. И неизбежно получается так, даже в силу человеческой немощи, что полной равномерности в отношениях священника с паствой не бывает. По себе знаете, что есть люди, которые нам заранее симпатичны и к которым мы снисходим больше, чем те, которые чем-то в своем поведении или какими-то особо невместимыми нами поступками, становятся для нас испытанием. К тому же следует иметь в виду, что не каждому человеку, не всякого духовного склада и строя подойдет для духовного руководства конкретный священник. Одному нужен руководитель более строгий и конкретно указывающий, что делать. Другому - оставляющий большую меру внутренней свободы и с большей деликатностью относящийся к его внутренним порывам. Отсюда довольно естественно, что в зависимости от типа склада личности самого священника и характера его духовного руководства собираются вокруг те люди, которым именно этот пастырь и то, как он печется о своих духовных чадах, наиболее близок. Другие собираются у иного священника, третьи, у еще какого-нибудь. В этом нет ничего неправильного. Неправильное начинается только тогда, если, как об этом пишет апостол Павел, начинаются разговоры о том кто Кифен, кто Аполлосов, кто Павлов, и люди начинают противопоставлять себя и самих священников друг другу и если, что особенно печально, священнослужители допускают такого рода противопоставления.

taday.ru



6823


Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

  Предыдущий материал

Следующий материал  



Версия для печати Версия для печати


Смотрите также по этой теме:
Духовный человек старается связать не с самим собой, а со Христом (Старец Паисий Святогорец)
Правила общения с духовником (Архимандрит Амвросий (Юрасов))
Зачем нужен духовник? (Протоиерей Аркадий Шатов)
Игры в «благословение» – это обман себя (Священник Алексий Уминский)
Ответы на вопросы о духовном руководстве (Архимандрит Кирилл (Павлов))
В чем смысл послушания духовнику (Протоиерей Валериан Кречетов)
«Будьте моим духовным отцом» (Протоиерей Георгий Митрофанов)
О духовничестве (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин))
Духовник — наш единодушный брат (Игумен Сергий (Рыбко))
О духовническом служении (Протоиерей Иоанн Миронов)

Самое важное

Лучшее новое

Тест на качество духовной жизни
Азбука веры
Православная психология онлайн

онлайн катехизация

Суеверие

© «Духовник.Ру». 2007-2021.
Администратор - editor@duhovnik.ru