Духовник — наш единодушный брат
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что наставления духовника нужно поверять учением Святых Отцов. Что это значит? Ведь часто наставления Святых Отцов не могут быть применены к нашим условиям по многим причинам: у нас другой духовный уровень, другие телесные силы и внешнее окружение. Может ли новоначальный разобраться в этом сам?
— Это весьма серьезная проблема. С одной стороны, наши единственные подлинные руководители — это духовные книги. С другой стороны, будучи новоначальным, человек эти книги читает очень поверхностно, порой вовсе не понимая написанного.
Для того, чтобы стать христианином, понять духовные книги, нужно жить так, как они учат. У новоначального очень маленький опыт: нет особого багажа знаний и страданий, которые обычно уже обретает на своем крестном пути человек преуспевший. Однако другого пути нет.
Начало спасения — изучение Слова Божия, Священного Писания, чтение творений Святых Отцов Православной Церкви. Если мы начнем применять в жизни хотя бы те небольшие знания, которые нам доступны, хотя бы те крупицы, которые мы почерпнули из отеческих творений, постепенно начнет накапливаться опыт. Сначала он будет небольшой, но, если мы не оставим ни чтения, ни исполнения отеческих заповедей, мы начнем кое-что понимать и рассуждать: вот это для нас еще неисполнимо, не для нашего уровня, а вот здесь семя Слова Божия дает свои всходы, а здесь уже приносит свои плоды. Особенно важно в этот момент встретить человека, готового вступить с нами в духовное общение и научить духовной жизни.
Не нужно спешить делать выводы, но сравнивать и оценивать советы своего духовника с отеческими писаниями мы должны. И хороший духовник не только не обидится на это, но будет даже рад такому подходу, потому что он хочет научить нас истине, привести не к себе, а к Богу, что возможно только через учение Церкви, через наследие Святых Отцов. Настоящий духовник будет даже благодарен, если духовные чада укажут ему на ошибки или какие-то расхождения со Святыми Отцами. Я знаю таких духовников, которые сами просят указывать им на их ошибки или неточности.
— Батюшка, как при этом не впасть в противоположную крайность? Ведь можно решить, будто ты поверяешь наставления духовника Святыми Отцами, а на самом деле постоянно его осуждаешь и живешь самочинно, не исполняя его благословения под предлогом того, что ты читал у Святых Отцов нечто другое?
— Всякий ищущий находит (Мф. 7, 7). Если человек хочет исполнить свою волю, он будет оправдывать свои поступки отеческими писаниями. Мы знаем пример такого искажения смысла: когда дьявол искушал Господа в пустыне, то приводил изречения из Священного Писания, но каждый раз истолковывал их по-своему, лукаво (см. Мф. 4, 1–10).
Когда человек ищет истину и именно с этой целью хочет испытать духовника, чтобы не ошибиться в том, кто будет помогать ему идти по пути к Богу, то, я думаю, благое произволение приведет к благому результату. Когда такой цели нет, то, конечно, можно начать осуждать всех и вся.
В общении с духовником существуют две крайности. Некоторые весьма недоверчиво относятся к любому духовнику, ищут себе совершенного духоносного старца, прозорливого чудотворца. Преподобный Варсонофий Великий говорил, что если человек хочет иметь совершенного духовного отца, то сам должен прежде всего быть совершенным послушником, а если он не таков, тогда должен быть снисходительным к немощам своего наставника. Главное — воля Божия на его руководство нами. Господь всегда помогает благому делу, а где двое или трое собраны во имя Его, там и Господь посреди них (см. Мф. 18, 20).
Есть другая крайность, особенно распространенная среди женщин,— восторженное отношение к духовнику. Они только и говорят: «Батюшка прозорливый, батюшка чудотворец, батюшка отчитывает, батюшка исцеляет, молитвы батюшки помогают». Такое экзальтированное, нездоровое отношение приводит чаще всего к разочарованию в пастыре, восторженные чувства сменяются противоположными — неприязнью, осуждением, потому что батюшка не соответствует тому образу, который видится в воображении.
Нужно постараться увидеть своего духовника в истинном свете, понять его сильные и слабые стороны. Святые пребывают на небесах; на земле же находятся люди, которые пока еще идут к Богу,— они имеют разные степени совершенства, но далеко не совершенны. И это нужно хорошо понимать. Поэтому к своему духовнику нужно иметь доверие, уважение и любовь, но относиться к нему без излишней восторженности и экзальтации.
— Батюшка, допустимо ли считать современного духовника тем самым единодушным братом, о котором упоминает свт. Игнатий (Брянчанинов)? Поясните, пожалуйста, что такое единодушный брат.
— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что нашему времени не дано жительство в полном послушании у духоносного старца, а дано руководство писаниями Святых Отцов при совете единодушного брата. Действительно, современные духовники, даже лучшие, не больше, чем единодушные братья. Буквально, единодушный брат — это человек, с которым у тебя единая душа. Чтобы люди были единодушны, они должны быть единомысленны, то есть должны иметь одинаковые взгляды на те или иные духовные проблемы.
Единодушие должно быть, иначе будет непонимание, разногласия, духовник будет говорить одно, а чадо будет понимать другое. Поэтому когда мы ищем себе духовника, мы должны прежде всего попытаться понять, насколько мы с ним единодушны, насколько наши взгляды на догматические и нравственные православное учение совпадают с его взглядами. Блаженный Августин говорил о том, что должно быть единство в главном, свобода
Но если с друзьями мы обычно на равных, то духовник — другое дело: как правило, он в священном сане, старше и опытнее нас. Поэтому хотя он и единодушный брат, но мы должны уважать и его священный сан, и его возраст.
— Батюшка, допустимо ли сравнивать своего духовника с другими пастырями, и не может ли такое сравнение привести к осуждению его? Ведь современные духовники совсем не такие, как духовные старцы древних времен, которые обладали явными дарами Духа Святаго?
— Я думаю, что если человек действительно ищет истину, хочет быть с Богом, то вряд ли сравнение своего духовника с другими пастырями приведет к осуждению. Ведь Церковь едина, в ней много светлых людей, поставленных Богом учить, проповедовать, наставлять, руководить,— опыт всех этих людей должен взаимообогащать их. Если мы уважаем и почитаем своего духовника и в то же время узнаем, что где-то есть другой хороший духовник, думаю, можно поинтересоваться: что это за человек, чему он учит, каковы добрые стороны его учения, его поведения. Ведь мы продолжаем читать жития святых и обогащаться их опытом, даже когда находим себе духовного отца.
Если мои духовные чада узнают, что есть какой-то хороший духовник в Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Даниловом монастыре и др., я, как правило, не возбраняю им общаться с ним и его духовными чадами и бываю только благодарен, если они мне рассказывают о том, что приобрели через это общение. Наоборот, мне интересно, чему он учит, как решает разные проблемы, поскольку на многие вопросы приходится давать ответ сразу, исходя из собственных знаний, когда еще нет соборного решения священноначалия.
— Батюшка, но в целом в жизни все-таки нужно руководствоваться советами кого-то одного? Ведь иначе можно все время бегать по разным священникам с одним и тем же вопросом, чтобы выбрать удобный для себя ответ?
— «Спасение во многом совете, но не в совете многих». Эти слова прп. аввы Дорофея сказаны много веков назад, но они, конечно, подходят и для нас. Если мы хотим учиться, особенно если мы новоначальные, нам нужен какой-то один учитель и наставник. Если мы начнем ходить туда да сюда, у нас просто голова закружится. Еще прп. Варсонофий Великий говорил о том, что если человек имеет какого-то старца, духовного руководителя, нужно следовать его учению. А если, получив ответ от него, идти к другому, а потом и к третьему, чтобы переспросить, то Господь накажет за такую дерзость, потому что это неверие. Господь открыл волю Божию через пастыря, нужно ценить это общение, ценить этот совет, ценить то, что кто-то уделяет нам внимание, отвечает на наши вопросы, помогает нам, хотя у него наверняка есть свои обязанности и скорби. Он взваливает наши духовные проблемы на свои плечи, терпит наши скорби, потому что настоящий пастырь болеет за своих духовных чад, сострадает им. Их немощи — его немощи, их болезни — его болезни.
— Насколько же широким должен быть круг вопросов к духовнику? Ведь можно впасть в две крайности: многие почти ни о чем не спрашивают священника на исповеди, при этом считая его своим духовником, а некоторые, наоборот, советуются по любому вопросу, вплоть до мелочей. Как избежать этих крайностей?
— Это зависит от духовного уровня человека. Чем больше он духовно возрастает, тем больше смиряется, а чем больше он смиряется, тем меньше начинает доверять себе. Как говорит прп. Иоанн Лествичник, для человека смиренного настолько трудно поступить по своей воле, самому принять решение, насколько гордому человеку трудно подчиниться. По-настоящему смиренный человек не отказывается принять решение, но он ищет волю Божию, подтверждения, благословения от человека более разумного, более опытного. И он смело идет и делает то, на что его благословили. Даже если встречаются скорби, он их мужественно переносит. А гордый никому не доверяет, кроме себя; он слишком полагается на свой ум, который свт. Игнатий (Брянчанинов) называет лжеименным разумом.
— Отец Сергий, многие придерживаются такого мнения, что духовник не должен стеснять свободу своего чада; так, в частности, считал игумен Никон (Воробьев). Как это совместить с тем, что духовник должен научить чадо послушанию, отсечению своей воли.
— Он должен учить по Богу. Чем более искусен, духовен и рассудителен духовник, тем большими возможностями и более разнообразными методами обучения он обладает. Однако он никогда не должен преступать определенные рамки. Бог дает пастырю духовную власть над учеником. А если тот не согласен с мнением учителя, не хочет или не может исполнить благословение, духовник не имеет права его принуждать.
Я как священник, как духовник не решаюсь наказать кого-то, зная, что он будет этим недоволен или обижен и вряд ли сделает какой-то правильный вывод. Но если я знаю, что накажу человека, и он, может быть, сначала обидится, но потом будет мне благодарен, я, скорее всего, решусь на это. Я наказываю человека в том случае, если знаю, что это принесет какую-то пользу, что человек согласен на это наказание, что он сам дает мне право сделать это.
Руководя своими духовными чадами, духовник обязательно должен смотреть на их произволение, то есть на то, чего хочет пасомый на самом деле, что он ищет в духовной жизни. Если он сейчас еще чего-то не вмещает, что-то для него еще рано, то не нужно применять к нему жесткие методы. Только то будет правильно, назидательно и плодотворно, в чем участвует воля самого духовного чада. Тогда и духовник, и его пасомый будут вместе плодотворно трудиться и пожинать духовные плоды.
— Отец Сергий, а в чем же все-таки состоит суть подвига послушания?
— Суть подвига послушания в том, чтобы научиться смирению, а через смирение — узнавать и исполнять волю Божию. Мы уже приводили выше слова прп. Иоанна Лествичника о том, что от послушания рождается смирение, а от смирения — рассуждение; рассуждение же прп. Иоанн определяет как возможность и способность познавать волю Божию на всякое время, во всяком месте, при всяком деле.
Когда человек только приходит в Церковь, он мало понимает в духовной жизни. И как родители учат ребенка ходить, разговаривать, писать, считать, думать, так и духовник терпеливо учит свое духовное чадо пониманию духовной жизни.
Когда духовные отношения благословлены Богом, через духовника открывается воля Божия его чаду, если он доверяет своему учителю. Вы не обязаны во всем слушаться своего духовника, но нужно вместе с ним терпеливо искать Божию волю о себе. Повторю: в древности, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), старцы прямо указывали волю Божию своим послушникам, поскольку были духоносными и прозорливыми, но сейчас духовники не таковы, и они вместе с послушником, чаще всего путем проб и ошибок ищут волю Божию; духовник — для того, чтобы открыть и помочь исполнить ее, а чадо — чтобы исполнить, а через исполнение угодить Богу.
— Вы сказали, что мы не обязаны во всем слушаться своего духовника, но для того, чтобы не слушаться, надо иметь основания?
— Конечно. Если нам просто не нравится совет духовника, его благословение, то это не повод для того, чтобы не слушаться. Совет может не нравиться нашему страстному, ветхому человеку, который пребывает в плотском мудровании, в непослушании, который исполняет свою волю и живет по своему разуму.
И здесь без послушания никак не обойтись. Нужно вместе постараться разобраться: действительно ли ошибается наш духовник, или мы неверно что-то поняли.
По словам святителя Игнатия, получающий совет должен исполнять его только тогда, когда видит соответствие его воле Божией, Священному Писанию, Святым Отцам, о чем мы уже говорили. Здесь стоит задуматься и, по крайней мере, не спешить. Дающий совет не отвечает за него. Недавно вышла книга писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Некоторые из них посвящены тому, какие скорби постигли тех, кто последовал ошибочным советам своих духовников. И отец Иоанн говорит, что в этом виноваты не духовники, а сами духовные чада, их глупость и гордость.
По его словам, и в древние времена старцы никогда не требовали полного послушания, никогда не отнимали у человека его волю. Даже Господь, не отнимает у человека дара свободы воли. Отец Иоанн не говорит, что они плохие духовники и нужно уходить от них, но советует быть мудрее, учиться понимать, что действительно соответствует учению Церкви.
— Батюшка, а вообще, в наше время возможно полное послушание?
— Полное послушание, может быть, не всегда возможно, но к нему нужно стремиться — это идеал: идеал наставника и идеал послушника. В древних патериках — мы уже упоминали об этом — описаны случаи, когда за послушание гиену приводили за ухо, поливали жезл, и он прозябал и приносил плоды. Было удивительное послушание как в старцах, так и в послушниках. Это были святые послушники, и их послушание было очень высокой меры, такое, на которое мы в большинстве своем не способны. Как говорил Святейший Патриарх Сергий, рядом с великим духоносным старцем нужно и жизнь проводить соответствующую. Потому и старцев нет, что мы не ищем их, потому не посылаются старцы нам в руководство, что мы не в состоянии исполнять те строгие требования, которые возлагают настоящие старцы на настоящих учеников. Отец Никон (Воробьев) говорил, что он ни разу не видел ни настоящего старца, ни настоящего ученика — такие сейчас времена, такова наша немощь.
Напомню: для чего необходим союз духовника и ученика? Для того, чтобы вместе искать Божию волю; помогая друг другу, находить ее и исполнять. И это возможно. Святые люди ошибались, но чем более опытен и духовен наставник, тем меньше ошибок и скорбей у ученика. Большинство современных духовников не обладают высокой степенью духовности, поэтому ошибки неизбежны.
И человек, который встает на путь послушания, должен заранее себя приготовить к тому, что духовник будет делать ошибки, а он будет их повторять и терпеть скорби. И нужно мужественно встать на этот путь, потому что лучше такое послушание, чем никакое. Притом, каждая ошибка, каждая скорбь чему-то учит. Без Божией воли ни один волос не упадет с головы человека (см. Мф. 10, 29–30), ни одна скорбь не случится, ни одна ошибка духовника не будет попущена. Требование, чтобы наш духовник был безгрешен, неправомерно. Еще прп. Варсонофий Великий говорил: если ты хочешь иметь совершенного старца, ты сам должен быть совершенным послушником. А кто из нас может сказать это о себе?
Святой Варсонофий также указывал на то, что некоторые старцы приняли на веру ошибочное учение своих наставников и не позаботились о том, чтобы проверить, насколько правильно это учение или какие-то отдельные его элементы, не помолились о том, чтобы Господь открыл им это, и поэтому, полностью доверяя своим учителям, передавали ошибочное мнение своим ученикам. Вот так могут произойти некоторые заблуждения.
Отсюда мы видим, что настоящие познания о Боге бывают не только результатом послушания, бесед с духовниками или чтения книг, но больше — результатом внутреннего, молитвенного опыта, опыта исполнения евангельских заповедей, ибо это действительно подлинный, духовный опыт.
Одно из жизнеописаний святителя Димитрия Ростовского начинается утверждением: всем людям свойственно ошибаться, не ошибается только Бог. Дальше повествуется о жизни этого святителя, который сделал достаточно много ошибок, но принес покаяние, и был потом прославлен и канонизирован Церковью. Только католики утверждают, что римский папа безгрешен и не может делать ошибок. Но Православная Церковь осудила это ложное учение, признавая, что ошибаться свойственно любому человеку, безгрешен только Бог.
А если ошибаются святые люди, то что можно сказать о современных духовниках. И я затруднюсь назвать такого духовника, который не делал бы ошибок.
Да, духовник может в чем-то ошибаться, как человек, он может чего-то не знать, он может быть не так опытен, как Оптинские старцы, но тем не менее будем с верою обращаться к духовникам, будем благодарить Бога за то, что хотя бы такие духовники у нас есть, что Господь, несмотря на то, что жатвы много, а делателей мало (Мф. 9, 37), хоть каких-то делателей послал по нашу душу, будем довольствоваться тем малым, что Господь нам даровал. По Сеньке и шапка.
Рассказывают, что к преподобному Амвросию как-то пришла женщина и стала жаловаться: «Есть хорошие духовники, а есть духовники не очень хорошие». А старец ей отвечает: «Знаете, Господь ведь всех хороших старцев по хорошим разослал, а меня вот отправил к вашей худости».
— Батюшка, не совсем понятно рассуждение отца Иоанна (Крестьянкина) о том, что духовник может только что-то подсказать. Не отменяется ли подвиг послушания, если всегда приходить к духовнику с готовыми решениями в нескольких вариантах и при этом считать, что можно с ним не согласиться?
— Отец Иоанн не говорит, что духовник может только подсказать. Приходя спрашивать что-то у духовника, человек не должен навязывать ему свое мнение. Нужно не просто сказать: «Батюшка, благословите, я пошла на новую работу; батюшка, благословите, я машину покупаю»,— а рассказать ситуацию и спросить, как поступить: сменить работу или потерпеть. Это будет испрашивание воли Божией.
Можно только высказать свои предложения. Я поступил бы так: рассказал бы ситуацию батюшке и спросил, как поступить? Когда меня так спрашивают, и если ситуация простая, я отвечаю: «Делай так-то, Бог благословит». Но, если ситуация серьезная и нужны специальные знания, я выясняю, какие есть варианты решения проблемы. Человек предлагает мне эти варианты. Я выбираю наиболее подходящий, с моей точки зрения, и спрашиваю его мнение. Если он не согласен, я прошу привести аргументы. Если они разумные, я говорю: «Да, ты меня убедил, давай так и поступим». А когда я вижу, что человек приводит аргументы страстные, своевольные, то стараюсь его переубедить: «Давай пока не будем принимать решения, подождем, как Господь нас с тобой вразумит».
Дело духовника — не только благословлять выбор человека, но и помочь ему сделать этот выбор. Из писем отца Иоанна (Крестьянкина) видно, что если он не согласен со своим адресатом, то в жесткой форме отказывает в благословении. А если люди все-таки не слушаются, ничего хорошего из этого не выходит. Духовник должен помочь своему чаду найти волю Божию, учитывая его ситуацию, обстоятельства и пожелания. Чем опытнее духовник, тем больше он учтет различных обстоятельств, даже малозаметных, все проанализирует и, конечно, помолится о том, чтобы Господь вразумил, какое решение принять. Если вопрос серьезный, духовник вряд ли будет принимать какое-то решение сразу. Часто бывает так: духовник благословил поступить определенным образом, но постепенно становится понятно, что это решение не совсем правильное, поскольку человек поступает согласно благословению, а получается все наоборот. Духовник по изменившимся обстоятельствам видит, что действительно нужно делать совсем по-другому. Но лучше какое-то благословение, чем никакого. Лучше что-то делать, чем сидеть и ждать у моря погоды. Так можно ничего не дождаться.
— Получается, что нужно остерегаться впасть как в презорство, так и в безрассудное послушание?
— Да. Еще раз повторю, по Святым Отцам, в частности, святителю Игнатию (Брянчанинову), полное послушание в наше время уже не дано, потому что нет таких духоносных старцев, как раньше. Но с другой стороны, какое же это будет послушание, если человек будет приходить к духовнику, всегда имея готовый ответ и ждать, чтобы его благословили на принятое им же решение. Это очень распространенное явление, особенно среди мирских людей: приходят и навязывают батюшке свое решение. Это называется выпрошенным благословением со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Духовник нужен всем, но часто мы просто не готовы к тому, чтобы у нас был духовный руководитель. Многие люди хотят иметь «карманного» духовника, не у которого они будут учиться, а который будет исполнять их волю.
5162 |
Игумен Сергий (Рыбко) Игумен Сергий (Рыбко). «Духовная жизнь начинается с покаяния». Оставить отзыв Читать отзывы |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Ответы на вопросы об отношениях с духовником (Протоиерей Максим Козлов)
Правила общения с духовником (Архимандрит Амвросий (Юрасов))
Зачем нужен духовник? (Протоиерей Аркадий Шатов)
Игры в «благословение» – это обман себя (Священник Алексий Уминский)
Ответы на вопросы о духовном руководстве (Архимандрит Кирилл (Павлов))
В чем смысл послушания духовнику (Протоиерей Валериан Кречетов)
«Будьте моим духовным отцом» (Протоиерей Георгий Митрофанов)
О духовничестве (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин))
О духовническом служении (Протоиерей Иоанн Миронов)