Стоит ли несчастному человеку поднимать свою самооценку?
Многие православные ответят на этот вопрос: «Конечно, нет». А многие психологи: «Конечно, да». Но это тот случай, когда, на мой взгляд, оба ответа не совсем верны.
«Самооценочная лихорадка»
Ажиотаж вокруг подъема самооценки, действительно, напоминает золотую лихорадку. Сотни тысяч человек только в России надеются радикально изменить свою жизнь к лучшему очень быстро и легко — пройдя тренинги повышения самооценки. Тысячи психологов предлагают соответствующие услуги.
Длится это не один десяток лет и не видно признаков спада. Скорее наоборот, лихорадка самооценки только набирает ход.
Но где же все эти счастливые люди, которые быстро и легко изменили свою жизнь к лучшему? Ведь их за примерно двадцать лет этой лихорадки уже должны быть миллионы.
Их нет. Часть из них лечатся у психиатров, иные уже лечению не подлежат, а большинство пережили последствия подъема своей самооценки, ничего не приобретя.
Может ли быть польза от подъема самооценки?
Если самооценка снижена, и ее подняли до уровня трезвой оценки себя, человек получит пользу. Суть этой пользы в том, что человек будет чаще отказываться от недостойных его путей.
Мне как психологу постоянно приходится выслушивать истории людей, от которых у меня возникает образ бомжа в рубище, живущего на помойке. Люди соглашаются на такие грязные, разрушительные отношения с такими порочными людьми! И на такие же работы. И не просто соглашаются, а очень держатся за все это, считая большой ценностью! По пословице: «Кто нового не видал, тот и поношенному рад». Поразительно, до какой степени эти люди страшатся потерять то, к чему большинство читающих эти строки и прикоснуться бы побрезговали.
Разумеется, я выслушиваю эти истории не на платных консультациях, потому что такие люди никогда не станут тратить деньги на свою душу, а в рамках благотворительной помощи.
И вот для таких людей начать себя больше ценить — это шанс вылезти из этой помойки, вырваться из болота блуда, начать заботиться о себе, включая душевные нужды, искать других отношений, другой жизни.
Плохо только то, что как самооценка поднялась, так же легко она может и упасть снова.
Что происходит в реальности
В реальности на тренингах подъема самооценки ее не приводят к реальному уровню (ведь это сложно, особенно при групповой работе), а «раскочегаривают» по максимуму. «Ты лучше всех! Ты достойна самого лучшего!» Техники могут отличаться, но важна цель, а фактическая цель — завышение самооценки. И она на какое-то время успешно достигается. Дурное дело — не хитрое.
Любой православный понимает, что это плохо, и почему плохо. Духовные последствия завышенной самооценки очевидны, поэтому я воздержусь от рассмотрения религиозного аспекта.
После тренинга поднятия самооценки первое время человек воодушевлен своим новым самоощущением и новыми возможностями, открывшимися ему. Порой на этом этапе ему даже удается материализовать свое новое самоощущение, например, произвести впечатление на собеседовании и получить должность выше своего текущего профессионального уровня. Знаю такие случаи.
Но долго обманывать себя невозможно: реальность стучится во все двери. Бог постоянно стремится привести нас к трезвому представлению о себе. И человек больно падает с той горы завышенной самооценки, куда его забросили на тренинге. Помните старуху с разбитым корытом в конце сказки? Та же ситуация.
Если же человек начинает сопротивляться реальности, то все еще хуже — это прямой путь к психическим заболеваниям. И они после завышения самооценки — самое обычное дело. Таких людей в моей практике было немало.
А бывает и еще хуже. Знакомая, проходившая трехдневный тренинг повышения самооценки от одного из самых известных в России гуру в этой области, рассказывала, что в короткое время после тренинга двое из их группы покончили с собой.
Да, это не шутки.
Но огромные массы людей продолжают стремиться повысить свою самооценку. Яндекс показывает, что примерно 150 тыс. человек в месяц ищут такую возможность.
И все, кто имеет средства, находят.
Значит, не нужно ничего повышать? Все безнадежно?
Тот же Яндекс показывает, что примерно 800 человек в месяц ищут то, что на самом деле повышать нужно — «самопринятие». Поясню разницу.
Самооценка — как мы себя оцениваем. Самооценка тем лучше, чем она ближе к реальности. Завышенная самооценка еще вреднее, чем заниженная.
Самопринятие — это то, в какой степени мы себя принимаем, любим. Чем выше самопринятие, тем лучше. Не бывает «слишком высокого» самопринятия.
Настоящим источником проблем является не сниженная самооценка, а как раз заниженное самопринятие. Именно непринятие себя является источником постоянного внутреннего дискомфорта, ложного чувства вины, конфликтов с окружающими, невозможности построить гармоничные близкие отношения (дружба, любовь), любовной, алкогольной, игровой и других видов зависимости.
Сгласно тестам, которые в моей онлайн-школе на данный момент прошло более двадцати тысяч человек, показатель самопринятия у конкретного человека обычно совпадает с показателем счастья. То есть, если показатель самопринятия, скажем, 3 из 10, то показатель счастья в 95% случаев — в пределах 2-4 из 10. А это значит, что самопринятие является ключевым фактором душевного благополучия. Другие параметры личности — тревожность, благополучие в отношениях (дружбы, любви), финансовая стабильность и др. — не имеют такой корреляции с показателем счастья и значит не являются определяющими.
Причиной сниженного самопринятия является недостаток принимающей любви со стороны родителей в детстве. Либо в семье отсутствует один родитель, либо между родителями не все ладно, либо просто родители ввиду собственных психологических проблем не умеют любить. А так как родители для ребенка — весь мир, получается следующая цепочка проблем:
Родители не принимали меня — Я не принимаю себя — Я не принимаю других людей — Я не принимаю жизнь.
Церковный человек со сниженным самопринятием кается, молится, постится, десятилетиями бьется в стену, но так и не может победить свое раздражение, осуждение, зависть, нелюбовь к другим людям.
А если бы он правильно диагностировал источник своих трудностей и занялся повышением самопринятия, то за какой-то год он бы снес эту стену и значительно продвинулся на пути к христианской любви.
Обусловлено ли высокое самопринятие высокой самооценкой?
Но не мешает ли сниженная или трезвая самооценка повышению самопринятия?
Нет!
Это видно из простой аналогии. Как наше принятие нашего ребенка (в норме) является безусловным и не зависит от недостатков ребенка (мы не любим его меньше, если он некрасивый, больной или плохо воспитан нами), точно так же и наше принятие себя не зависит от наших качеств и достижений.
Высокая самооценка не помогает и не мешает повышать самопринятие. Она просто про другое. Есть множество людей, которые успешны в материальном плане, причем добились всего сами — получили образование, построили бизнес, построили свое тело, — но при этом несчастны в личной жизни. Они просто не счастливы внутри себя и в отношениях с людьми. С самооценкой у них все в порядке, они ведь знают, чего и как добились. А вот самопринятие на низком уровне, и высокая самооценка не помогает им.
Высокое самопринятие — надежная опора
Высокое самопринятие — устойчивое достижение, в отличие от высокой самооценки.
Из самого слова «самооценка» ясно, что самооценка — процесс более интеллектуальный, чем эмоциональный. А ум человека очень подвижен. Нам кто-то сказал что-то неприятное о нас — и завышенная самооценка тут же рухнула: ведь у нее нет никаких опор в реальности.
Самопринятие же — дело внутреннее, никто со стороны не может на нее повлиять. Даже наши родители в нашем взрослом возрасте уже не являются такой непреодолимой силой: теперь мы знаем, что это просто люди со своими слабостями.
Самопринятие опирается на наши глубинные внутренние структуры и поэтому независимо от большинства внешних факторов.
Почему же нет «лихорадки самопринятия»?
У меня есть два предположения.
Во-первых, неточность перевода англоязычной литературы. Ведь ажиотаж подъема самооценки пришел к нам с Запада, в западной литературе тема разработана гораздо лучше. Причем разработана как тема поднятия самооценки, так и тема повышения того, что на русском языке мы называем самопринятием. Но в русском переводе мы почему-то везде видим только «самооценку».
Во-вторых, повысить самопринятие на групповом тренинге невозможно. Не только на трехдневном, но и на десятидневном. Техники повышения самопринятия не имеют ничего общего с техниками подъема самооценки. Ведь в одном случае нужно просто задрать самомнение, а в другом исцелить травмы детства. Последнее гораздо сложнее, тут требуется индивидуальная работа. И фактор денег, возможности легко заработать их, оказывается решающим для многих психологов…
Как сочетается высокое самопринятие с православием?
У православных нередко возникает вопрос, не противоречит ли любовь к себе (она синоним самопринятия) христианству.
Нет, не противоречит. Вот, например, что говорит свт. Игнатий Брянчанинов (Поучение 2-е в 25 неделю. О любви к ближнему): «...Должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью».
Святитель противопоставляет правильную любовь к себе (как заботу о своей душе) потаканию своим страстям. В отличие от некоторых пугливых православных, ему не кажется, что любить себя — это значит любить свои грехи.
По отзывам моих клиентов, сумевших повысить свое самопринятие, знаю, что высокое самопринятие отнюдь не расхолаживает, не порождает терпимости к грехам, а наоборот — придает силы бороться, делает духовную жизнь более глубокой и теплой. А самое главное — делает более теплыми и доверительными отношения с Богом. Ведь если человек не принимает себя, мир, других людей, как он может принимать Того, Кто все это создал?
Вот несколько примеров.
«Теперь я верю точно, что Бог любит меня, Бог заботится обо мне и благословляет меня не потому, что я такая, а потому что Он такой!» Анна, возраст: 32
«Самое главное для меня — я ощутила, что Бог меня любит и принимает такой какая я есть! Я почувствовала связь с Ним! До этого курса я не давала Богу действовать в моей жизни, а пыталась строить свою жизнь сама, т. е. не доверяла Богу. От этого жизнь была трудной, порой невыносимой. Сейчас я отдала свою жизнь в руки Божьи! Я чувствую Его ЛЮБОВЬ большую и теплую! И ОНА больше и значимей родительской любви!» Светлана, возраст: 39
«Я начала больше доверять Богу и меньше теперь тревожусь о будущем — я знаю, что даже если ошибусь где-то, Он всё вырулит наилучшим образом, потому что Он меня любит!» Анна, возраст: 31
«В итоге: научилась радоваться каждому дню, учусь прощать, любить родителей, детей по-новому. Хожу в храм, помогаю ближним не потому, что надо, а потому, что так хочу! Ваш курс оживил, углубил мою религиозную жизнь...» Антонина, возраст: 54
Почему чисто психологическая работа может так отражаться на духовной жизни? Потому, что высокое самопринятие — это составляющая совершенства (к которому призывает нас Христос), и чем мы совершеннее, тем ближе к Богу, тем легче нам любить.
© Pravoslavie.ru
4101 |
Дмитрий Семеник, православный психолог |
Версия для печати |
Смотрите также по этой теме: |
Путаница со смирением (Дмитрий Семеник, православный психолог)
Любовная зависимость как подмена христианской любви (Дмитрий Семеник, православный психолог)
Чувство вины как подмена покаяния (Дмитрий Семеник, православный психолог)
Неисполнение заповеди о радости (Дмитрий Семеник, православный психолог)
Видео по православной психологии
Главное условие детского счастья (Дмитрий Семеник, православный психолог)
Исповедь или прием психолога: что эффективнее? (Михаил Хасьминский, православный психолог)
Оккультизм и психическое здоровье (Дмитрий Семеник, православный психолог)